ВЕТЕРАН КОМБИНАТА Вячеслав Гаврюшов столько повидал на своем веку, что, когда узнал о нововведениях связистов – новых тарифах и повременной оплате разговоров, рассудил по-житейски мудро: переживем как-нибудь и эту очередную «заботу о людях».
Как и все абоненты электросвязи, а попросту городских телефонов, получил он по почте из Связьинформа бланки договоров с предложением выбрать один из трех тарифов: безлимитный, комбинированный или повременный. Человек он неговорливый, выбрал комбинированный тариф. То есть, по которому платить в месяц почти столько же, как и прежде, нужно только уложиться в лимит бесплатных разговоров – 360 минут в месяц. И отправил договор до срока, 21 января, оставив у себя второй экземпляр. Пусть и короткий февраль, но было интересно, уложится ли он и его домашние в эти 360 минут? Но вот приходит квитанция за февраль. А там – черным по белому начертано: «Тарифный план абонентский». Начислено, естественно, по полной программе – 295 рублей. Да еще столько же – аванс за март. Итого – к оплате 590 рублей. А Вячеслав Дмитриевич еще платит за телефон племянницы, которая лет пять как живет в другом городе. За нее он выбрал самый дешевый тариф – повременный, за 130 рублей. Короче, платить только за «пользование линией», а по тому телефону все равно никто не говорит. Но и на адрес племянницы пришла точно такая же квитанция на оплату по безлимитному тарифу. Начал спрашивать соседей-знакомых, и оказалось, что у многих такая же ситуация – проигнорировали, выходит, связисты пожелания своих дорогих абонентов.
Повертел Вячеслав Дмитриевич квитанцию, даже на просвет посмотрел и на обороте на предмет «контактного телефона» – узнать, в чем дело. Нет такого телефона. И в договоре нет. По 09 направили его в центральную контору Связьинформа, на проспект Ленина, 32. Мол, постоите в очереди в свое окошко, и там вам все объяснят. Глухую оборону заняли связисты. И решился ветеран на эксперимент: зачеркнул в квитанции «неправильные» цифры, вписал свои, правильные, и отправил по назначению. И ждет теперь, какая будет реакция. А какая она может быть? У телефонщиков известный метод – вовремя не заплатил требуемую сумму – отключают. Или, как они выражаются по-культурному, приостанавливают оказание услуг связи. Так что рискованное предприятие затеял Вячеслав Дмитриевич. И лучше не ждать, когда тротуары оттают, а ножками, ножками на Ленина, 32.
А еще пенсионера с понятно каким достатком заинтересовало требование вносить оплату с опережением на месяц, авансом. Исходя из собственного опыта знает, что дело это рискованное. Однажды оплатил – тогда это было еще 92 рубля – и до сегодняшнего дня гадает, куда делись эти деньги.
А между тем, деньги немалые. Они, как известно, имеют обыкновение «работать», «прокручиваться», и, по самым скромным дилетантским подсчетам, одних процентов в месяц с авансовых платежей магнитогорских абонентов, затребованных за не оказанные еще услуги, может набегать сотни тысяч рублей. Правда, связисты утверждают, что аванс – платеж сугубо добровольный и введен исключительно «по многочисленным просьбам» абонентов. Но в квитанциях «добровольностью» и не пахнет, а самым крупным и жирным шрифтом в первой же строке выставляется «двойная» сумма. И я знаю множество примеров, когда людей это сбивало с толку, и они шли разбираться – почему столько платить и не отключат ли телефон, если не заплатят «аванс».
У нас, говорит Вячеслав Дмитриевич, Связьинформ что хочет, то и делает. И разговаривают с тобой, как правило, приказным, «железным» голосом автоответчика – «ты должен», «отключим»… Вот недавно, в середине марта, телефон три дня не работал. Позвонил в аварийную, а там элементарно рявкнули, дескать, у вас – заметьте, у абонента, а не у связистов – линия неисправна. Думаете, соблаговолят хотя бы извиниться за три дня причиненных неудобств, не говоря уж о том, чтобы сделать перерасчет, вернуть деньги?
Кстати, слышал претензии, в частности, в свой адрес – по публикациям о тогда еще предстоящем переходе на повременную оплату городских телефонных разговоров. Мол, пугали, что абонентский тариф будет чуть ли не 600 рублей, а оказалось вдвое меньше. Подождите, уважаемые магнитогорцы, еще не вечер. Те цифры приводились исходя из тарифов, утвержденных Федеральной службой по тарифам. И, кстати, государственный тарифный орган тут же предупредил операторов связи быть поосторожнее, умерить аппетиты, чтобы не вызывать массового недовольства, возмущений десятков миллионов абонентов. Проще говоря, у связистов есть довольно солидный резерв по разрешенным тарифам и они им непременно воспользуются. Постепенно, поэтапно. Сначала к одним суммам привыкнем, затем – к другим. И так далее. Как это говорится в фривольном стишке: «Если вас двинут в глаз, вы сначала вскрикнете, двинут раз, двинут два, а потом привыкнете».
Мы попросили прокомментировать наиболее характерные жалобы наших читателей на «телефонные закавыки» заместителя директора ОАО «Связьинформ» по коммерческим вопросам Валерия Чулина.
– Нас абоненты тоже завалили жалобами. Для большинства из них введенные тарифные планы малопонятны, непривычны, часто встречаются в штыки. Да и мы тоже не во всем белом, конечно, возможны и недоработки. Но уверен, что со временем все образуется. Обязательно будем разбираться и уже разбираемся по тарифным планам в каждом конкретном случае – где произошел сбой. Если по нашей вине – обязательно сделаем перерасчет. Но часто бывает, что виноват сам абонент: заполнит, к примеру, договор, положит на полочку, мол, отнесу на почту завтра. А там проходит день, другой, третий – и забыл. Согласен с недостаточным информационным обеспечением. Со специальным справочным телефонным номером нас держит Челябинск, был один номер, но разработчики системы не все сделали, как положено: абоненту сообщается только долг за разговоры, но не минуты. Обещают, что в апреле эта справка заработает. Кстати, насчет «окон» на Ленина, 32. Совсем необязательно и сейчас к нам идти, чтобы выяснить какие-то вопросы, в частности, по оплате. Необходимую информацию можно получить в любом отделении электросвязи, т. е. в переговорных пунктах.