Член Союза краеведов России Геннадий Васильев продолжает многолетний подвижнический труд. Увидел свет 14-й том (16+) Книги памяти жертв политических репрессий в 1918–1953 годы в Магнитогорске и прилегающих сельских районах – Агаповском, Брединскои, Варненском, Верхнеуральском, Кизильском, Карталинском, Нагайбакском, Пластовском, Троицком, Уйском и Чесменском. Презентация состоялась во вместительном конференц-зале центральной городской библиотеки имени Б. А. Ручьёва в канун Дня памяти жертв политических репрессий.
Руководитель центра культурно-исторического краеведения библиотеки Светлана Жданова подчеркнула: четырнадцатый год проходят встречи с Геннадием Васильевым, это стало традицией. Людей на таких презентациях традиционно много, и не все приходят с добрым настроем. Одна из женщин в ожидании начала презентации держит перед собой портрет Сталина, как икону, защищающую от нечистой силы. Что ж, иконописный облик вождя народов, значимость роли которого в становлении России нельзя отрицать, изрядно пострадал после разоблачения культа личности. И, как бы ни хотелось сегодняшним сталинистам предать забвению эти разоблачения, этого не удастся сделать благодаря Геннадию Васильеву и таким, как он.
Масштаб злодеяний власти по отношению к своему же народу потрясает. Геннадий Александрович оперирует только документально подтверждёнными фактами. И 14-й том Книги памяти – очередной его весомый вклад в разоблачение культа личности. Магнитогорский краевед постоянно цитирует слова Александра Солженицина: «Всё у нас забывается, и скоро скажут, неправда, так не было», – и по мере сил своих и даже сверх этой меры борется с безразличием к прошлому. Невозможно не восхищаться целеустремлённостью, самоотверженностью, верностью своим идеалам Геннадия Васильева.
В 14-м томе Книги памяти на 522 страницах собрана информация о 4000 жертвах государственного беззакония. Это 750 фотографий и фотодокументов, около ста статей, дополнений и комментариев. Особо выделены вновь установленные 145 имён приговорённых к высшей мере наказания и 265 имён осуждённых на различные сроки содержания в концлагерях и исправительно-трудовых лагерях. Установлены 84 человека, которые от нескольких дней до трёх-четырёх лет находились под следствием, но за недоказанностью состава преступления освобождены из-под стражи. Но чаще следствие прекращалось в связи со смертью подследственного.
Автор подчёркивает: 14-й том – это продолжение опубликованных ранее Книг памяти, а также информационное дополнение отдельно изданного сборника «Красный молох на Южном Урале» (16+).
В советское время люди боялись рассказывать своим детям, что были репрессированы. Поэтому многие не слышали рассказы своих родителей, бабушек и дедушек о перенесённых испытаниях. Геннадий Васильев проводит авторские экскурсии, задача которых – сохранение исторической памяти. Однажды его экскурсантками стали несколько пожилых женщин. Дочери первостроителей, они отнеслись с некоторым скепсисом к самой возможности узнать нечто новое от краеведа Васильева. Однако по окончании экскурсии они были впечатлены, а две из этих женщин плакали. Оказалось, что родители берегли их от тяжёлой ноши своей памяти. Но помнить нужно, убеждён Геннадий Васильев, чтобы это не повторилось.
Без нападок на краеведа не обходится ни одна встреча с горожанами. Он привык к этому и считает подтверждением того, что идёт верной дорогой. Геннадий Александрович призывает оппонентов оперировать фактическим материалом, а не эмоциями. Факты же говорят о том, что репрессии были, и масштаб их ужасает.
Одной из тем, на которой заострил внимание Геннадий Васильев, стала передача исторической памяти подрастающему поколению. Ещё одна из его историй. Геннадию Александровичу позвонила женщина, рассказала о своих репрессированных предках. «А своим детям вы об этом рассказывали?» – спросил он. И прозвучал печальный ответ: «Они не хотят слушать…»
На школьных уроках истории тема репрессий тоже зачастую замалчивается. Но есть и примеры учителей, которые говорят детям о тёмных страницах истории России. В числе гостей презентации была заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель истории и обществознания школы № 48 Людмила Кшоска, которая включилась в дискуссию о воспитании.
Прозвучало обоснованное мнение: пробудить интерес в теме репрессий первой половины ХХ века прежде всего возможно в семье. Неправда, что детям нужен только TikTok. Они отвлекутся от Интернета, если взрослые захотят побеседовать по душам.
На презентации 14-го тома Книги памяти говорили и о взаимодействии народа и власти. Член общественной палаты Челябинской области, кандидат исторических наук, доцент политологии, почётный работник высшего профессионального образования РФ, научный консультант и член исполкома челябинской научной общественной организации «Конгресс татар Челябинской области», член совета Ассамблеи народов Челябинской области Луиза Алмаева утверждает: любая власть живёт для себя, но иногда власть думает и об интересах народа. А чтобы власть думала о народе, должно действовать гражданское общество. Как именно, вопрос дискуссионный, но в процесс формирования гражданского общества вносят свой вклад такие подвижники, как Геннадий Васильев.
Собравшиеся с особенным вниманием слушали гостью из Подмосковья Галину Телкову. Галина Яковлевна – врач, в лихие 90-е, время нищеты и безработицы, ей удалось открыть семейное частное дело и дать работу близким. Организаторский талант помогает ей и в поиске корней своего рода. Галина Яковлевна путём долгих и планомерных изысканий составила родословное древо с 1810 года – а это история семи поколений, вместе с Галиной Телковой, а если вспомнить, что у Галины Яковлевны есть правнуки, то у сегодняшних малышей уже есть родословное древо десяти поколений. Общаясь с этой удивительной женщиной после презентации, не могу удержаться от вопроса: «Как – правнуки? Сколько же вам лет? Как – 73?!» Кажется, Галина Яковлевна – женщина без возраста. «А я никогда не считаю дни своего рождения», – улыбается она в ответ.
У Галины Яковлевны непростая судьба. Её предки жили в Кизильском районе. В год она потеряла маму, воспитывалась бабушкой. В Магнитогорске закончила медицинское училище, мединститут – в Рязани. Поиски маминой могилы вновь привели Галину Телкову в Магнитогорск. Оказалось, что мама Галины Яковлевны была похоронена на ныне снесённом кладбище, на месте которого сейчас «Казачий рынок» и новостройки конца ХХ века. Ей некуда принести маме цветы. Но работа, которую делает Галина Телкова для своей семьи, – сохранение памяти и о её родителях, и о тех, кто канул бесследно в водовороте революций, войн, репрессий.
В Магнитогорске у Галины Яковлевны обнаружилось немало дальних родственников, в которых она узнаёт семейные черты. Как выяснилось, это общая дальняя родня Галины Телковой и Геннадия Васильева. Друг другу они родственники в седьмом колене, но связывает их нечто большее, чем кровь, – общее увлечение краеведением. Нет истории рода в отрыве от истории страны.
Полное собрание Книг памяти и сборник «Красный молох на Южном Урале» есть в центральной городской библиотеке на Советской Армии, 23. Автор дарит книги и сельским библиотекам. Конечно, он будет рад, если книги пополнят личные библиотеки – они должны быть настольными в каждой семье, считает он. Трагедия прошлого не должна повториться.
Геннадию Васильеву можно позвонить по телефону 8-903-090-32-75 или написать по электронной почте repressii-mag@mail.ru, а также в социальных сетях. Подробнее о проекте Книги памяти – на сайте http://knigi-pamyti.ucoz.ru и на Youtube-канале «Память Магнитки. Геннадий Васильев».
Сейчас, когда вы читаете этот материал, Геннадий Александрович ведёт изыскания в областном архиве в Челябинске. Работа во имя сохранения исторической памяти продолжается.