СЕГОДНЯ ПЛАНЕТА отмечает Всемирный день почты. В этот день в 1874 году в Швейцарии представители 22 стран подписали Бернский договор, учреждающий Генеральный почтовый союз. Через четыре года он стал именоваться Всемирным и сегодня насчитывает 189 стран.
Ровно через сто лет со дня основания - в 1974-м - по решению XIV Всемирного союза почтовиков день 9 октября именуют международным. Россия - один из старейших членов этой организации. Сегодня "Почта России" насчитывает 42 тысячи объектов - отделения почтовой связи, узлы, почтамты, охватывающие всю территорию страны.
…Каких-то двадцать лет назад наши почтовые ящики ломились от обилия выписанной прессы - центральной и городской, писем и открыток. Сейчас ящики тоже ломятся (если уже не сломаны), но - от рекламных листовок, проспектов, бесплатной макулатурной прессы. Только вот частенько нет той, которую выписываешь за деньги. Звонишь на следующий день на почту, выясняешь, почему не доставили вовремя свежий, вернее, уже несвежий номер, а на том конце провода уверяют: газету доставили. И не верить причин нет: отделение из "благополучных", где не ссылаются на нехватку почтальонов, их низкую зарплату и прочие "объективные обстоятельства", то бишь - плохую погоду, закрытые подъезды и раскуроченные ящики. Может, стоит на деле проследить перемещение "Металла"-путешественника, как той лягушки, из пункта А в пункт Б - от почтового отделения до почтового ящика?
…Мы подошли вовремя: с минуты на минуту к почтовому отделению № 45 должна подъехать "газелька" из Дома печати со свежим субботним номером "Магнитогорского металла".
Звоним в железную дверь.
- Кто там?
- Из газеты…
Щелкает замок, на меня и фотокора Дмитрия Рухмалева недоуменно смотрит молодая женщина:
- Из… газеты?
Только тут до нас доходит смысл вопроса: ждут-то почтальоны газету, но - из типографии, а не журналистов из… газеты.
Не успеваем зайти в помещение, опять звонок: на этот раз - долгожданный "Металл".
…У служебного входа водитель-развозчик "Почты России" просит автолюбителей убрать машины от помоста, на который разгружают почту, дабы женщинам-почтальонам легче было носить пачки газет, посылки и письма.
- Многие автовладельцы решили, что парковка у служебного входа - для них, - всплескивает руками начальник почтового отделения
№ 45 Оксана Баева. - Сколько раз бывало: подъезжает машина из типографии, а подход загорожен автомобилями. И приходится нам выстраиваться в вереницу и по цепочке передавать друг другу пачки газет. Сколько раз взывали: уважаемые водители, не ставьте свой транспорт у служебного входа! Вон даже предупреждающая табличка висит. Не понимают… Видимо, автолюбители газет не читают, раз подкладывают такую свинью нам, почтальонам.
Да, не позавидуешь женщинам: взяв по две пачки, каждая, включая начальницу и бригадира, тащат их в помещение. А ведь в одной поклаже двести газет, пачечка весит килограммов десять. А привезли сорок четыре пачки субботних номеров "ММ", плюс посылки и заказные письма.
Наскоро пересчитав пачки, почтальоны раскладывают по столам каждая свою долю. Сейчас начнется так называемая "шинковка": "ММ" разделят на две части - толстушку и телеприложение, раскидают по нумерованным ячейкам, где указаны номера домов и улицы. Разложив, почтальоны пересчитывают газеты и сверяют данные с "ходовиком" - перечнем с номерами домов и квартир подписчиков. Во время "шинковки" многие надевают резиновые перчатки. У тех, кто рассортировывает газеты без защиты, руки черные от типографской краски. Да и перчатки после каждой сортировки летят в мусорное ведро.
…Еще совсем недавно на почте было такое деление: на одном участке - два почтальона: деньгоносцы (те, кто разносит пенсию) и письмоносцы (те, кто доставляет корреспонденцию). В то время и периодика приходила в две доставки - утром и вечером. Сейчас же один почтальон с утра идет раздает пенсию, потом он же сдает отчеты, в это время приходит машина из типографии и начинается тяжкая работа…
Насколько быстро дойдет газета до подписчика, зависит от многого: бывает, типографская машина сломается, бывает, редакция задержит выпуск номера… Многие из читателей "ММ", наверное, помнят, как наш субботний выпуск только-только перешел на "цвет": пока осваивали новое типографское оборудование, задерживалась и печать свежего номера. А еще есть любители вскрывать опорные ящики для корреспонденции - это те закрытые ящики на стенах многих домов, в которых газеты "дожидаются" прихода почтальона перед тем, как попасть в ящики подписчиков. Каково лицезреть почтальонам на своем участке разбросанные по земле газеты и письма - "бумажным" вандалам не понять...
"Шинковка" закончена. Бригадир почтовиков Наталья Ропавка складывает рассортированные и пронумерованные газеты в прибывший "ижик". Вместе с водителем Алексеем Мокшиным она отправляется в путь от дома к дому - закидывать пачки газет по опорным ящикам. Почтальоны же, взяв, сколько могут унести, идут на участки. Подписчик заждался…
…Муршида Гадальшина в сорок пятом уже шесть лет. Ее участок в поселке Старая Магнитка. До того, как Маша - так ее зовут коллеги по цеху - пришла на почту, работала бухгалтером в фирме. Предприятие расформировали, и Маша полтора года состояла на учете в центре занятости, пока не наткнулась на объявление о наборе почтальонов.
- Повезло сегодня с погодой,- радуется она ясному солнечному дню.
Оно и понятно: поселок растянут и не асфальтирован. Пока дойдешь в непогоду до почтового ящика, все газеты намокнут. Да и годы дают знать - Муршида уже два года на пенсии. А ведь раньше в поселке стояли "гашики" - уличное "общежитие" почтовых ящиков, рассчитанное на десяток домов. Сейчас ящик либо на каждых воротах, либо на тех же воротах пропилена щель для прессы, либо вообще ничего - где хочешь, там и оставляй почту. Да разве это дело?
…Не успела Маша закинуть в чудом уцелевший раскуроченный ржавый "гашик" свежий номер "ММ", как сквозь выломанные доски забора, заходясь в истошном лае, просунулась собачья морда. Забор хоть и щелястый, но все-таки защищает почтальона от озлобленного двортерьера. Его лай тут же подхватывают все псы в округе.
В следующем доме даже ящика нет. Маша просовывает в щель ворот газету и спешит к следующему. Рука не успевает дотянуться до ящика, как из ворот с грохотом выскакивает еще одна псина. Благо, на цепи, иначе точно покусала бы женщину.
- Я уже знаю, каких собак в поселке надо остерегаться, - рассказывает Гадальшина. - Сколько раз кусали! В отделении нам выдали газовые баллончики, но они не помогают. Даже сумкой с газетами отмахивалась от них, все равно норовят укусить.
Широкие улочки Старой Магнитки сменяются узкими тропинками. Рядом с одной из них - открытый колодец. В некоторых домах вместо почтовых ящиков - тонкие щелочки, в которые почта пролезает с трудом. Одна сумка с газетами тает, но на плече почтальона - еще одна. Ну вот, пуста и она. "Магнитогорский металл" дошел до подписчика.
- Пока здоровье позволяет, буду работать, - весело, несмотря на усталость, комментирует нашу экскурсию Маша. - Если честно, мне и одного выходного в неделю за глаза хватает. Полюбила я эту работу, девчонок своих, и даже барбосы поселковые почти не пугают.
Вот такие отважные и веселые женщины разносят нашу газету. С толстой сумкой на ремне. Даже с двумя.