Дети, парни и девушки тех далеких и страшных сороковых сейчас уже старики, со слезами на глазах они вспоминают ужас того времени и несут в себе память и честь неоценимого подвига в Победе над фашистской Германией.
Их осталось совсем немного. Пока живы они десятки и сотни раз пересказывают потомкам, каких нечеловеческих усилий и воли стоили дни тотальной изоляции. Рассказывают тем, кто живет сегодня и будет жить завтра. Чтобы знали, помнили, чтобы чтили и ценили. Благодаря им мы живем в мире и свободе, не зная, что такое голод, лишения, страдания, оккупация, массовые смерти. Именно им, сегодняшним старикам, а тогда - защитникам нашей Родины мы с вами обязаны жизнью.
27 января исполнилось 67 лет со дня снятия блокады Ленинграда. В честь этой памятной даты всех блокадников, проживающих в Магнитогорске, пригласили на встречу в МаГУ, чтобы еще раз поздравить и услышать живые рассказы о том, как это было.
Пришли, увы, не все. Да и осталось их в городе 54 человека. Но те, кто смог добраться, с присущим им трепетом встретили друг друга, пообщались со студентами лицея при МаГУ, вспомнили былое. Каждый из ветеранов, несмотря на преклонный возраст, с точностью помнит те страшные годы, оставившие неизгладимый след в судьбе. Для нас это может показаться невероятным - как можно помнить в деталях события столь далеких лет? У них же другой вопрос - как такое можно забыть?
8 сентября 1941 года и 27 января 1944 года. Для блокадников эти даты поменялись местами. Сначала пришел конец жизни, на долгие 900 дней. А потом начало новой жизни, вырванной у врага ценой сотен тысяч людских жизней.
Ефремову Веру Герасимовну призвали на фронт еще в финскую войну. Там была ранена и отправлена в Ленинград. Великую Отечественную встретила работницей клиники, откуда была зачислена в школу лейтенантов и, успешно ее окончив, ушла на фронт в составе 56-й стрелковой дивизии и так прошла всю войну в ее составе. По ее словам: сказать, что было тяжело - не сказать ничего. Смерть, страдания, боль, отчаяние, голод - все ужасы войны пройдены жителями и защитниками Ленинграда.
- 8 сентября начался страх. Воды, хлеба, света нет, машины стоят, производство стоит, а мне, медработнику, надо было оказывать помощь больным и раненым, которых с каждым днем становилось все больше. Каждый день люди, оборонявшие город, проживали как целую жизнь, в надежде, что когда-нибудь этот кошмар закончится. Наконец, 27 января 1944 года это случилось. Мы доказали, что достойны жить. Была зима, но люди выбегали на улицу и целовали снег, радуясь освобождению. То счастье, которое захлестнуло нас тогда, нельзя ни с чем сравнить. Было очень тяжело, но мы справились.
Ветераны поздравили друг друга и рассказали молодежи, что они прошли, чего им стоило выжить, отстоять Ленинград. Они смотрели в зал и видели в нем себя. Ведь в те страшные им тоже было восемнадцать-двадцать… Но у рассказчиков не было молодости. Им пришлось быстро повзрослеть на защите Родины. Никакие мерзости фашизма, никакие издевательства судьбы не убили в них веру в победу, жажду к жизни, стремление к любви.
Нам никогда их до конца не понять, они действительно "из другого теста". В самом завершении встречи в центр вышел Сергей Александрович Молев и с улыбкой рассказал историю, от которой оторопь берет. После таких рассказов отчетливо понимаешь, почему мы выстояли и победили в той ужасной войне:
- Когда объявляли отбой, все врачи расходились и выключали свет, больные и раненые, а в основном это были мальчишки и девчонки, у многих из которых не было рук или ног, выбирались из палат в длинный коридор и устраивали состязания по бегу на костылях из одного конца коридора в другой. Из нас энтузиазм и патриотизм тогда бил ключом. Многие стали калеками, но это не мешало нам верить в победу.