Кондукторы продолжают нарушать закон "О защите прав потребителей" - нет сдачи, выгоняют из вагона. При этом ругают пассажиров и грозят им контролёрами.
Если пассажир не отказывается от оплаты проезда, а ему "советуют" пройтись пешком, слова работника Маггортранса можно смело пропустить мимо ушей. На стороне пассажира не только закон "О защите прав потребителей", по которому поиск сдачи - проблема продавца или, как в данном случае, кондуктора, но и требование Министерства финансов России: "Предприятие обязано обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в количестве, необходимом для расчёта с покупателями".
- Хотя бывают случаи, когда пассажиры специально провоцируют конфликт: дают заведомо неразменную купюру, отсутствие сдачи на совести предприятия, - говорит директор Маггортранса Егор Тимофеев. - Сейчас обеспечить кондуктора мелочью, чтобы сдавал, например, с тысячи рублей, возможности нет. Но вопрос о перераспределении средств за счёт сокращения издержек будет рассмотрен. Претензии по работе кондукторов и предприятия сообщайте по телефону горячей линии 34-72-01.
С другой стороны и покупатель обязан "предварительно разменять крупную купюру, чтобы иметь возможность рассчитаться за оказанную услугу". Впрочем, если покупателю сделать этого не удалось - ну и ладно. Во всяком случае, в сфере городских пассажирских перевозок услугу ему должны оказать. А что может Маггортранс? Лишь давить на совесть: честный человек не позволит себе ехать за счёт кондуктора. Ведь оклада у кондукторов по-прежнему нет. Хотя зарабатывать они стали больше. Не то чтобы достойно, но в сравнении с 2014 годом их зарплата немного "загустела".
Совесть совестью, а, отдавая за что-либо деньги, хочется получить товар надлежащего качества. Проехать в трамвае за "наличку" для взрослого человека теперь обходится в 20 рублей - как в маршрутке. Но "газельки" ходят чаще, быстрее и, как показали прошлая зима и наступившая весна, в любую погоду. И дорожные происшествия им, как правило, нипочём. Тогда как караван трамваев может возникнуть лишь потому, что какая-нибудь четырёхколёсная "развалюха" выехала на рельсы и заглохла. И это не говоря о техническом состоянии электротранспорта. Хотя, как заверил Егор Тимофеев, вагоны ремонтируют и восстанавливают по мере поступления средств.
Электротранспорт не может быть самоокупаемым, как и медицина, образование и культура.
И всё же за что платить 20 рублей, многие пассажиры не понимают. А аргумент, что по проездному билету поездка будет стоить всего 14 рублей, учащимся и того дешевле - не принимают. Потому как, приобретая проездной, отдаёшь деньги за месяц вперёд. Но гарантий, что вдруг не придётся ехать на маршрутке или тратиться на такси, нет. Вот и получается, что оплата проезда в трамвае ближе к благотворительности, нежели к равнозначному расчёту за транспортную услугу. А социально значимый электротранспорт отнюдь не социально ориентированный.
Кстати, когда кондуктор говорит о контролёре, это он "берёт на мушку". Можете и хотите оплатить проезд - не выходите из вагона, и пусть кондуктор кричит что ему вздумается. Более того, хоть это и парадоксально, не оплаченная таким образом услуга - тоже вклад в развитие Маггортранса, стимул разрабатывать способы, как не упускать своё.
По словам Егора Тимофеева, на предприятии тестируют альтернативную оплату проезда. Скоро рассчитаться с кондуктором можно будет по "безналу" при помощи пластиковой карты любого банка. Сейчас такое возможно лишь для клиентов КУБа. В перспективе в вагонах установят терминалы по выдаче разовых билетов, и проблема с крупными купюрами будет решена, потому что терминал всегда найдёт сдачу. Конечно, приобретение, монтаж оборудования и его обслуживание будут стоить денег, но, учитывая опыт работы, например, терминалов по оплате мобильной связи, сторонние инвесторы не заставят себя ждать. Кроме того, дорабатывают систему, при помощи которой пассажир всегда будет знать, где его трамвай. Так, на площади Мира уже есть электронные табло, отображающие время до прибытия определённого маршрута. Система будет функционировать и на базе мобильного приложения.
Егор Тимофеев подчёркивает: утверждение о том, что за счёт дотаций покрывают долги Маггортранса, а развивать предприятие можно лишь на деньги пассажиров - точнее, большого количества пассажиров, неверно.
Электротранспорт не может быть самоокупаемым, как и медицина, образование и культура. Но развитие всё-таки должно быть. Именно увеличение пассажиропотока способно сделать Маггортранс стабильным - и, как следствие, улучшить качество его работы.