Но так его именуют не дети, а взрослые. Забывшие или старательно стирающие из памяти то, что детство - время, когда ты беззащитен, зависим от родителей, учителей, наконец, от сверстников, живущих по беспощадным законам стаи. Когда тебе гораздо тяжелее, чем взрослому, отстоять свои интересы.
Увы, счастливое детство - такая же редкость, как счастливая - по-настоящему, не напоказ - семья.
Акции - условность
В последний осенний месяц городская комиссия по делам несовершеннолетних проводила очередную межведомственную акцию "Защита", направленную на спасение детей от жестокости. Но акции акциями, а есть ряд направлений, в которых круглогодично ведется работа во благо подрастающего поколения. И когда делается акцент на одном из этих направлений, другие тоже не остаются без внимания. Так, если в октябре подведены итоги акции "Образование - всем детям!", это не значит, что сейчас проблемой "необучаек" никто не занимается.
Относительно недавний случай, о котором рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних Любовь Щебуняева. В семье мигрантов из Таджикистана, проживающих в Магнитогорске без регистрации, в школе учились два сына. Но буквально на днях выяснилось, что у мальчиков есть 12-летняя сестра, никогда не сидевшая за партой. Старшую дочку, которой шестнадцать, родители тоже не сочли нужным отправить в школу. Вероятно, считая, что девочкам образование давать не обязательно.
Сейчас идет долгий и сложный процесс восстановления документов 12-летнего ребенка. Можно было бы посадить ее за парту без формальностей - но как это сделать без медкомиссии? Не пойдёт ли школьная нагрузка во вред девочке? Невозможно без вердикта медиков дать ответ на этот вопрос.
Так что акция "Защита" завершилась лишь формально - итоги, отчёты, статистика… На деле же проблема, ставшая одной из самых острых в современном обществе, под постоянным контролем. Каждодневным.
Обыкновенная жестокость
Как ни дико это прозвучит, одним из самых распространённых видов жестокости по отношению к несовершеннолетним остается жестокость родительская. Это не обязательно побои - беспомощных ребятишек достаточно бросить одних дома и обречь на муки голода.
Во время осенних каникул, под конец рабочего дня в пятницу в школу № 12 пришла плачущая 10-летняя ученица. Мама бросила её и четырёхлетнего братишку одних дома и не появлялась несколько дней, отец же, находясь в командировке, попал в ДТП и оказался в больнице. Директор школы позвонила в отдел по делам несовершеннолетних городской администрации, и Любовь Сергеевна тут же связалась с органами опеки, договорилась по поводу машины и отправки детей в приют. Такая ситуация не терпит промедлений, её, само собой, нельзя было отложить до понедельника. Беда не знает, что такое рабочие и выходные дни… Брата с сестрой забрал из приюта отец, вернувшись домой. Ему объяснили его права - какое решение он примет, уже его дело. Но судьба детей теперь будет отслеживаться, чтобы подобное не повторилось.
А что касается жестокости учителей - тут, скорее, имеет смысл говорить о противоположном явлении. Например, третьекурсник в колледже кроет педагога матом, будучи уверен в своей безнаказанности. А преподаватель даже права выгнать его с урока не имеет. Разумеется, такие конфликты не должны замалчиваться. Хулигана необходимо наказать. Однако сокурсники таких девиантных подростков, как правило, боятся открыто выступать в роли свидетелей.
Но, пожалуй, наиболее распространённое сегодня явление - жестокость в подростковом коллективе. Не стоит списывать всё на суровые реалии времени, когда человек человеку волк. В начале восьмидесятых страну всколыхнула книга Владимира Железнякова "Чучело", а затем и одноимённый фильм Ролана Быкова. Тогда в редакции и на киностудии потоком шли письма. Родители возмущались и обвиняли писателя в клевете на детей. А дети признавались: всё это правда, и в жизни бывает пострашнее. Подростковые конфликты - явление трудноконтролируемое. И всё же - что могут сделать взрослые для того, чтобы предотвратить драматические, а порою и трагические инциденты?
В одной команде
Недавно городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при содействии администрации Магнитогорска выпустила брошюру, содержащую, в числе прочей актуальной и полезной информации, практические советы о том, как нейтрализовать конфликты в подростковой среде. Надпись на обложке гласит: "Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях". Вопреки столь официальному названию брошюра написана живо и интересно. В ней раскрывается специфика школьного конфликта.
Если вкратце: это как айсберг, основная часть которого скрыта от глаз педагога. Можно увидеть психологический срыв одного из участников затяжной ссоры, драку или другую реакцию, выглядящую неадекватной. Порою решение кажется очевидным - наказать того, кто ведёт себя асоциально. Но избавиться от следствия без ликвидации причины не получится. Составители брошюры предостерегают от несерьёзного отношения к "детским ссорам" - по своей беспощадности и травматичности они не уступают "взрослым", а зачастую и превосходят их. При этом, в отличие от взрослого, ребёнок вынужден изо дня в день идти в свой класс, где подвергается травле и издевательствам. Со стороны взрослых бездействовать недопустимо - но и сразу обращаться с заявлениями в правоохранительные органы далеко не всегда имеет смысл. Первоочередная задача - примирить противостоящие стороны, снизить остроту ссоры.
Именно поэтому в школах создаются службы примирения. Это новая форма воспитательной работы. В службах примирения в одной команде работают взрослые и подростки. Их цель - не найти виновного, а помочь наладить взаимопонимание. Ликвидировать конфликт с помощью конструктивного общения. Чтобы общий язык нашли учителя и ученики, дети из состоятельных семей и из бедных, хулиганы и "ботаники". И за сложившимися привычными стереотипами вражды один человек в другом увидел человека. Насколько эффективны окажутся службы примирения на практике, покажет время.