И зачастую мы просто не мыслим себя без часов. Потому и воспринимаем их как нечто обыденное. А между тем процесс изготовления счётчика времени всегда считался настоящим искусством, приобщиться к которому могли только весьма обеспеченные люди.
Для всех же прочих в богатых городах устанавливали башенные часы… Времена, когда часы считались роскошью доступной лишь богачам, давно прошли, но традиция устанавливать в городах башенные часы сохранилась. Правда, подтекст "часы для бедных" постепенно сменился на более демократичный - "часы для всех".
В Магнитке куранты появились 35 лет назад… 1979 год. Магнитогорск готовится отпраздновать 50-ю годовщину своего рождения. Вместе с городом к юбилею готовится и вся страна. Что, впрочем, совсем не удивительно: немногие города Советского Союза могли в то время сравниться с Магнитогорском по части всевозможных рекордов, военных и трудовых заслуг, достижений в металлургии. Поговаривали, что на торжество прибудут гости самого высокого ранга. А чтобы столь значительная дата не затёрлась в истории и памяти народа, решено было её увековечить. В камне, в металле, в словах.
На золотой юбилей Магнитка получила сразу несколько подарков. Монумент "Тыл - Фронту", Дом советов и куранты. Над созданием солдата и рабочего трудились московский архитектор Яков Белопольский и челябинский скульптор Лев Головницкий. Башенные часы и здание администрации - творение магнитогорцев Вилия Богуна и Вадима Пономарёва.
По словам Пономарёва, идея с часами возникла случайно. За несколько месяцев до юбилея в городе объявили конкурс на лучший проект памятника для площади Народных Гуляний. Задача осложнялась тем, что времени для рождения и воплощения идей оставалось в обрез. Непросто было найти и свежий неизбитый символ. Всё уже когда-то кем-то было придумано и построено. Архитектор Пономарёв рассуждал так: "50 лет, полвека - солидный отрезок времени. А время - это часы". Так родилась основная идея - городские башенные часы. Форму же циферблата навеяло старое радио: круглые чёрные тарелки, которые, начиная с 30-х годов, висели почти в каждой квартире. Авторитетная комиссия идею Вадима Пономарёва одобрила. К их реализации решили привлечь лучших инженеров-конструкторов службы механизации ММК. Из года в год это подразделение становилось победителем всесоюзных конкурсов за разработки в области механизации и автоматизации ручных работ.
На изготовление циферблата для главных часов Магнитки ушло около трёх месяцев. Без специального оборудования сделать чашу диаметром 3,5 метра и весом 650 килограммов оказалось не так просто. Все чертежи - и для изготовления циферблата, и для сборки различных вспомогательных приспособлений - разрабатывал инженер-конструктор Геннадий Шастин. Покрытие для циферблата разработали химики ЦЗЛ. Оно продержалось около пяти лет. Накануне очередного юбилея Магнитки куранты решили подреставрировать. Для чего из Москвы пригласили специальную бригаду, которая покрыла стрелки и цифры сусальным золотом, а сам циферблат - автоэмалью. Но это было позже. А накануне монтажа в службе механизации состоялась своего рода примерка будущих курантов. И все-таки в первый год после открытия куранты практически не работали. Привезённый из Армении часовой механизм, всё время капризничал - то отставал, то спешил, то замирал. К делу снова привлекли специалистов ММК.
Валерий Филимонов не только нашёл и устранил неисправность, но и разработал электрический прибор, который управляет всеми четырьмя циферблатами - так называемые первичные часы, разместились они в Доме советов. Кстати, именно Филимонов дал курантам "голос". Так как изначально они задумывались без перезвонов и боя. И только в 1981 году главные часы Магнитки впервые зазвучали. Успехи талантливого изобретателя отметило руководство. И начиная с 1980-го года Валерий Филимонов официально был "закреплён" за курантами. В его трудовой книжке появилась новая запись - "слесарь по ремонту часов".
Вот такая красивая история о том, как в одном отдельно взятом городе люди установили памятник времени. И всё бы хорошо, если бы не одно но. Вот уже много лет этот самый памятник пребывает в недостроенном состоянии. По замыслу архитектора Пономарёва нижнюю часть курантов должны украшать четыре скульптуры, олицетворяющие времена года. Городское начальство, в свою очередь, предлагало заменить их фигурами рабочих. Из латуни и с элементами позолоты…
Что ж, возможно, это станет началом уже совсем другой истории.