Это уже не просто фестиваль моды - это настоящий фэшн-показ, достойный дней высокой моды во всех столицах мира. Впрочем, для многих участников "Половодье" стало стартовой площадкой будущих известности и успеха.
Самый громкий достался, конечно, одному из создателей "Половодья" магнитогорскому модельеру Максиму Черницову, чьё имя сегодня знает, без преувеличения, весь модный мир. "Мама" "Половодья" Лия Кинибаева тоже далеко не последний человек мировой моды, арта и кино - правда, предпочтя пафосной, но суетной деятельности в Москве семейную жизнь в голландском Роттердаме, сегодня она работает от случая к случаю, когда захочет, и всё больше путешествует с мужем по миру.
Из других известных магнитогорских "выпускников" "Половодья" - дизайнер, создатель бутика собственной одежды Нина Головина. Благодарен "Половодью" за суперуспешный старт её челябинский коллега - владелец ателье премиум-класса Ярослав Заикин, а также челябинка, ныне живущая в Питере, где создаёт одежду под собственной маркой, Ксения Герц, и автор украшений и аксессуаров челябинка Елена Алексеева, которой довелось поработать с гуру советской моды Вячеславом Зайцевым, и Регина Насырова, ныне творящая в Уфе, и Дарья Нагибина, уехавшая работать в Китай. Исключительно хорошо отзывается о "Половодье" и другая магнитогорская фэшн-знаменитость Даша Гаузер, ныне модный столичный дизайнер, имеющая два магазина собственной одежды в крупнейших торговых центрах столицы. В её платьях щеголяют Наталья Подольская, Ляйсан Утяшева, супруги видных бизнесменов и политиков, а самой Даше, как звёздной гостье "Камеди клаба", частенько "моет косточки" Павел Воля.
Но вернёмся в Магнитогорск. В полдень зал "Арены-Металлург", под крышей которой "Половодье" "разливается" второй год подряд, в которой ещё вчера наслаждались праздником в честь Дня металлурга больше десяти тысяч зрителей, готов к новому шоу: сцена разобрана, вместо неё - высокий подиум, вдоль и вокруг которого выстроен зрительный зал. Вокруг томных уставших моделей в полупрозрачных одеждах суетятся модельеры, одетые хоть и с иголочки, но напоказ небрежно. Занимают места стильные зрители, пропитанные ароматом дорогого парфюма, он вкусно мешается с запахами кофе, модные виды которого продают тут же… Как же успеваешь соскучиться за год по этой неторопливой, слегка жеманной атмосфере, царящей в "лицевой" части, и адской кухне переполоха, развёрнутой в "бэк-стейдже" "Половодья"!
Впрочем, мода будет царить вечером. А пока в главной роли визажисты и парикмахеры, которые открывают "Половодье" собственным конкурсом "Свет красоты" и запахом лака для волос: 250 моделей, над каждой колдуют визажисты с сосредоточенными лицами и многоэтажными палитрами теней, румян и пудр в руках. Модели покорно откликаются на их короткие: "Смотрим вниз!", "Смотрим вверх!" Парикмахеры тут же плетут косы, тщательно вправляя в них каждый локон, или, наведя небрежный начёс и щедро обрызгав его лаком для волос, творят из этого "гнезда" настоящие шедевры. Оценивало творения профессионалов от макияжа и причёсок компетентное жюри из Челябинска, Екатеринбурга и Москвы.
В этом году "Половодье" вернуло себе статус фестиваля моды и музыки - и это искренне порадовало: целый час, пока зал после конкурса визажистов готовили к конкурсу дизайнеров, зрителей радовала своим творчеством группа "Метео". В это время в "бэк-стейдже" кипели страсти подготовки модных коллекций к выходу. Отмечаю про себя: в этот раз почти всё, что вижу, хочется купить прямо сразу после показа и уже завтра надеть на работу, не опасаясь непонимающих взглядов случайных прохожих и коллег. Мне это нравится: с каждым годом коллекции, представленные на "Половодье", становятся всё более утилитарными - в хорошем смысле слова. Наверное, поэтому и зрителей фестиваля становится с каждым годом всё больше. Конечно, в те годы, когда "Половодье" было "уличным" фестивалем, смыслом названия которого был вид на воду - фонтан или Урал, в зависимости от места проведения, публики было ещё больше. Но "количество" делали случайные прохожие, заинтересовавшиеся действом и остановившиеся на несколько минут. Тут же собрались профессионалы, а также ценители и потенциальные покупатели, ведь модельерам "Половодья", представляющим коллекции, нечуждо и желание заработать на плодах трудов своих. С другой стороны, "Половодье" лишилось перформансов, а значит, хулиганской эпатажности, уступив место "конвейерному" профессионализму.
Из более чем 40 модных коллекций 33 участвовали в конкурсных показах, которые практически не уступали качеством и замыслом именитым гостям. И ничуть не хуже по сравнению с показами коллекции сумок председателя жюри - голландского модельера Сильвии Кренс и мужской коллекции победителя "Половодья-2015" студента высшей школы дизайна челябинского филиала Русско-британского института управления Сергея Коротаева "кушались" конкурсные работы конкурсантов - представителей Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга, Сибая, Агаповки и Сирии.
В честь года кино фестиваль заявил тему показов "Пробы" - как игра начинающих дизайнеров в бесконечном сериале под названием "Мода", объяснила журналистам организатор нынешнего "Половодья" Елена Хаматханова, в чьи руки передала фестиваль "мама" "Половодья" Лия Кинибаева. По словам Елены, Лия и в этот раз была с нами, оценивая модные коллекции по Интернету, но её "материальное" отсутствие, не в обиду Хаматхановой, ощущалось. Очень уж не хватало мягкого авторитета этой маленькой-великой женщины в шортах с суперкороткой причёской, выкрашенной в модный блонд "под седину", и мудрым доброжелательным прищуром азиатских глаз, которая так умело создавала атмосферу теплоты и стабильности.
И о коллекциях. Во-первых, почти все они имеют право на появление на улицах города в повседневной суете, будь то почти вечерние платья из "Чёрного золота", задорные платьица из "Молочного неба" с яркими вшитыми вставками на "фасаде", или прозрачные наряды из "Загадочного ажура", где мелкая вязка крючком солидно "накрывала" белые пачки юбок. Женственные спортивные костюмы casual из Екатеринбурга, женская коллекция "Птица" из Сирии, детская одёжка - яркие полосатые костюмчики и шапочки из серии "Дети в цвете", женские жилеты грубой крупной вязки из "Фауны и флоры", крутая мужская коллекция "Герой" от Ивана Молчанова - почти каждый модный экспонат хотелось приобрести здесь и сейчас, как только модель спустилась с подиума. Все, будучи в тренде, имели эксклюзивные особенности, за которые не жалко заплатить выше стоимости ширпотреба.
Единственное замечание: понятно, что начинающим дизайнерам не хватает денег, а потому обувь на показах - это собственность моделей. И не всегда чёрные туфли на высоченной шпильке и платформе украшают экспонат - зачастую, напротив, утяжеляют и, уж простите, дешевят платье, которое в ансамбле с модными лоферами или кроссовками "кушалось" бы более эффектно. В этом плане выгодно отличается Челябинск: модельеры из областной столицы демонстрировали законченные коллекции, учитывая и обувь - даже в показе "Вирус", сделанной из почти медицинских костюмов и комбинезонов нежно-зелёного цвета. Правда, как отметили зрители: удобная модная обувь на плоской подошве из дорогой кожи докторам вряд ли придётся по карману - хоть и смотрится на подиуме солидно.
Скажу честно, в этот раз челябинские дизайнеры выгодно отличались от остальных участников показов дерзостью образов, их функциональностью и законченностью, будь то обувь, причёски или походка моделей. В целом же представленные коллекции подтвердили общий тренд: в моде асимметричный крой, романтично летящие ткани, женственные аксессуары, цветочные ободки и детские шапочки вкупе с мужеподобной удобной обувью. Комфорт и небрежное изящество - девиз моды нынешнего сезона.
Показ коллекции авторских сумок и рюкзаков Hi Di Hi от главного судьи магнитогорского "Половодья" голландки Сильвии Кренс. Вечерними нарядами в коллекции "Страны мира" блеснули "жемчужины" этого года - подопечные общественного фонда комбината "Я - женщина". Официальный магазин хоккейного клуба "Металлург" представил чемпионскую коллекцию, да пара коллекций от спонсоров - бутиков модной одежды. Остальные дефиле - в рамках конкурса. Многослойные наряды, комбинезоны и дерзкие платья, брюки скинни, шапочки и тяжёлые ботинки на босу ногу - даже названия коллекций сводили с ума: "Шёпот гейзера", "Молочное небо", "Новые горизонты", "Странник и его небо". Последние две - дело рук Натальи Тонкушиной и её воспитанниц из творческого объединения "Фантазёр" Агаповского дома детского творчества. Старания оказались не напрасными - в числе трёх победителей Наталья теперь отправится на стажировку в Нидерланды в мастерскую Сильвии Кренс. Компанию ей составят челябинские дизайнеры Елена Сидорова, представившая коллекцию "Синий кит", и Арина Диулина с дефиле "Огни грядущего".
Наталья Тонкушина, жительница посёлка Янгелька, работает педагогом дополнительного образования в Агаповке. Её "Странник и его небо" поразили глубиной идейной проработки и целостностью подачи: жакеты с глубокими капюшонами с длинными юбками, яркими лосинами - последователи компьютерных игр тут же прозвали их "ассосины" - и тяжёлыми ботинками смотрелись странновато-торжественно. Модная, красивая и смешливая, Наталья по-детски прыгала от радости, узнав о победе и предстоящей поездке в Нидерланды. Без тени смущения признаётся: её коллекции - что-то из области "голь на выдумку хитра". В отличие от подавляющего большинства представленных на фестивале модельеров, шьют она и её воспитанницы не из покупной ткани, а из содержимого "бабушкиного сундука".
- Это называется костомайзинг - использование старых вещей, - говорит Наталья Тонкушина. - Разложить перед собой вещички, распороть их, соединять между собой согласно намеченной идее - это такой класс! Особенно, когда творишь вместе с девчонками, ведь каждая модель - это их собственная работа, я только разработала идею. Просто шить мне неинтересно - настоящий кайф получаю от того, как "горят" мои девчонки, как гордятся ими родители, бабушки и дедушки. Мы сделали коллекцию - они говорят: мы дома себе такие же юбки сошьём и будем носить.
- Что мешает творить современному провинциальному дизайнеру: отсутствие материальной поддержки, вдохновения?
- Ничего не мешает. Есть пословица: желание - тысяча возможностей, нежелание - тысяча причин. Хотя финансовая поддержка не помешала бы, конечно (смеётся). Ткани, машинки и оверлоки, аксессуары - это очень дорого. На "Половодье" приезжаем не первый раз, в прошлом году победили в номинации. Для нас вообще девиз: "Главное не победа, а участие" неприемлем, это девиз слабаков. Чтобы развиваться, обязательно нужно стремиться к победе. Не победил - проанализировал, сделал работу над ошибками и снова иди к победе. "Половодье" для нас - отдушина. Красивое действо, профессиональные участники, к тому же, близко. Поехать в другие города для сельских детей - обременительные затраты, а здесь всё рядышком.
- Как оцениваете конкурентов?
- Мне интересно всё, в каждой коллекции есть идея, и самое интересное - докопаться до её сути, понять, что хотел сказать дизайнер. В этом году организовали свой, агаповский фестиваль "Жар-птица" - пытаюсь привлечь школьных учителей технологии. Вот что они шьют на уроках с девочками? Фартуки, сорочки, которые никто никогда не наденет. Кому это интересно? Я же говорю: возьмите идею - коллекцию, и пусть девочки творят вещи, которые потом будут с удовольствием носить. Так получилось десять коллекций, две из которых представлены и на "Половодье", так что скоро агаповское присутствие будет ощущаться здесь в полную силу.
- Что посоветует победитель "Половодья" последователям моды?
- Модно то, что стильно. Можно ведь надеть супермодные вещи, но смотреться фриком. Подбирайте то, что вам действительно идёт, не бойтесь миксовать аксессуары, обувь - получится классно. Судите сами: почти все представленные коллекции можно легко использовать в повседневной жизни - разве что убрать самый яркий аксессуар, который придаёт сценическую законченность. Высокая мода становится носибельной, комфортной - и мне это нравится.