О становлении службы «Магнитогорский металл» уже рассказывал читателям. Но что может быть ценнее личных воспоминаний людей, посвятивших свою жизнь непростой работе по воспитанию у водителей и пешеходов сознательного отношения к соблюдению ПДД? Своими историями поделились первый пропагандист магнитогорской ГАИ Александр Емельянов, легенда ГИБДД города Фёдор Сумароковский и Наталья Окорокова, много лет занимавшаяся пропагандой безопасности в школах и детских садах.
С чего начиналась пропаганда
Александр Емельянов – руководитель музея магнитогорского МВД – был одним из первых инспекторов по пропаганде и агитации отдельного взвода дорожного надзора ГАИ Магнитогорска. Он пришёл на службу в ГАИ в 1977 году.
– Нравилась эта работа, раньше был дружинником, закончил медучилище. В армии отработал фельдшером. Руки знают уколы, перевязки, первую помощь. Когда врач, который меня учил, на медкомиссии в поликлинике УВД спросил, почему я изменил медицине, ответил: «Все болезни людей идут от мусора, который чистят работники милиции». Такие вот высокие слова.
Первая должность в ГАИ – инспектор дорожного надзора в звании старшины милиции. В 1980 году Александр Иванович назначен инспектором по пропаганде и агитации.
– До меня и со мной служил старшим инспектором пропаганды Борис Иванович Веселов. Я проработал в пропаганде небольшой, в общем-то, срок – с 1980 по 1986 год. Куратором был заместитель начальника ГАИ УВД подполковник милиции Анатолий Васильевич Ефименков. Он учил меня, как общаться с людьми, как поставить разговор – и педагогически, и психологически, – чтобы люди меня понимали. Тогда всех сотрудников ГАИ закрепляли по школам, детским садам и предприятиям. Помните уголок по безопасности движения в каждой школе – нарисованный перекрёсток в коридоре? Детей учили на переменах и внеклассных часах правилам дорожного движения. Если в ДТП попал ребёнок, проводилась комплексная работа. Направлялся отчёт в Челябинск, проводились обследования школы: как в ней занимаются ПДД в течение учебного года, какие меры по профилактике нарушений приняты.
Поначалу было сложно, конечно. Тогда ходили по школам, по предприятиям, читали лекции. Идёшь на комбинат, допустим, на встречу с работниками. Нужно подготовиться, прежде чем начать лекцию о безопасности движения, – найти общий язык. Если это женщины на хлебокомбинате, могли завести разговор про хлеб, про уборочную кампанию, урожай, а потом уже рассказывать о правилах дорожного движения. Ещё нужно было разрабатывать листовки, рисовать плакаты, подбирать текст, чтобы он был лёгким и понятным. Проводили беседы для членов союза автомобилистов. Общество «Знание» очень помогало. Приходилось не только самому учиться, но и обучать своих сотрудников.
Еженедельно работники ГАИ готовили информационную справку в «Магнитогорский рабочий» о количестве совершённых ДТП и задержанных водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии. Кстати, говоря о числе ДТП в те годы, Александр Иванович уточняет: количество аварий нельзя сравнить, ведь тогда и транспорта было – раз-два и обчёлся.
– Возьмите сейчас перекрёсток Ленина–Грязнова. Когда он строился – там ещё рядом пост ГАИ был, – один человек стоял: справлялся с потоком транспорта с четырёх сторон. А первая стационарная видеокамера появилась в начале 80-х. На улице Кирова, там сейчас закрытый пешеходный переход. Напротив перехода располагалось здание ГАИ.
В обязанности инспектора пропаганды входила и работа со СМИ. По телевизору каждую пятницу выходила городская передача «Странички ГАИ». За полторы минуты Александру Емельянову нужно было рассказать о дорожных происшествиях. Вспоминает:
– Сложно было, конечно, правильно написать текст к той или иной фотографии. Тогда работала редактором Римма Дышаленкова. Подход строгий: «Как это – машина летела? Машина не может лететь! Водитель летел – он что, лётчик?» То есть каждое слово она редактировала. В тексте ставила галочки для правильной интонации, пауз.
И сейчас, проводя экскурсии для школьников, Александр Емельянов обязательно уделяет внимание вопросам безопасности дорожного движения. Раритетные видеокамеры, плакаты, форма, техника советских времен – всё это представлено в экспозиции музея МВД. Есть даже уникальные методические материалы, разработанные Александром Мубиновичем Якуповым. Будучи старшим госавтоинспектором отдела ГАИ, совместно с преподавательским составом МГПИ он создал комплект пособий для учителей и учащихся по безопасности движения. В 2011 году Российская академия естествознания присвоила Александру Якупову учёное звание профессора за лучшее учебно-методическое издание в отрасли – «Формирование транспортной культуры школьников».
Легенда ГИБДД
Фёдор Геннадьевич Сумароковский отслужил в должности инспектора пропаганды 25 лет, а всего в ГАИ–ГИБДД – 27. После службы в армии в 1989 году поехал поступать в Свердловский юридический институт имени Руденко. Рассказывает: срезался на сочинении. Но с учётом того, что мечта о юридическом образовании оставалась, решил пойти работать в милицию.
– Сосед работал в Госавтоинспекции, предложил попробовать. Тогда десяти классов и службы в армии было достаточно для работы сержантом на должности патрульно-постового милиционера. Инфраструктура была непростой, Казачьей переправы ещё не существовало, как и объездной дороги. Утром – движение на комбинат, вечером – с комбината. Много грузового транспорта. Большой поток шёл через проспект Пушкина. Но люди были добрее, и мы спокойнее. Всё на уровне: «Извини, командир, виноват». Это что касается работы на линии.
Два года отработал инспектором ДПС, когда поступило предложение стать инспектором пропаганды. Дело в том, что когда Фёдор Сумароковский учился в школе, его заметка была опубликована в «Комсомольской правде». Её увидели в ГАИ и решили использовать талант сотрудника.
– По тем временам СМИ – это «Магнитогорский металл» и «Магнитогорский рабочий». Началось с обыкновенных заметок. Естественно, под строгой редакцией. Пара сюжетов проскочила на МГТРК. Тогда ни электронной почты, ни мобильных телефонов не было. Печатали на машинке. Отвозил материалы. Стал публиковаться. Тогда ещё и отделения пропаганды не существовало, я был одним инспектором на весь город. А тема ДТП была конъюнктурная для СМИ. Любое происшествие – это чей-то близкий, знакомый.
Потом было повышение квалификации в Ижевске – в высшей школе милиции. Там объясняли, как составлять пресс-релизы, обязательно говорить о причинах, приведших к ДТП. Затем учёба на «заочке» в пединституте на факультете русского языка и литературы. Вспоминает: принимала экзамены легендарный педагог Инна Моисеевна Полякова.
– Начинал писать со словарями, с пунктуацией не очень было, честно скажу. Как сложносочиненные конструкции завернёшь, Инна Моисеевна говорила: «Федя, давай по сути, сократи и попроще. Не на три страницы. Нужна конкретика, чтобы людям было понятно: где, откуда, как, почему?»
А самое страшное – выдвигаться на место ДТП, когда ты знаешь, что погиб ребёнок.
– К этому привыкнуть невозможно, это снится до сих пор. Это горе родителей. Это горе города, это шрам на сердце. Помню, когда из Челябинска приезжали меня снимать за рост аварийности с участием детей. Год 1992 – пять погибших детей. «Цепляльщики» погибали под грузовиками и под трамваями. Это детская безнадзорность, социально проблемные семьи. И пострадавших по году порядка 100–115. То есть один раз в три дня ребёнок попадал под автомобиль. Сейчас цифры: до одного погибшего и не более 50 травмированных. Это заслуга, конечно, не только отделения пропаганды. Это общая культура, светофоры, автокресла, зимняя резина, пристёгнутые ремни. С появлением интернета стало проще мониторить общую картину. И общественное мнение уже учитывалось, это очень важный момент. Негативные комментарии и жалобы, даже анонимные, обязательно проверялись и отрабатывались.
Безопасность – с детства
Наталья Окорокова приехала в Магнитогорск с Западной Украины после замужества, с началом перестройки. Здесь устроилась на работу в отдел дознания, проработала там около двух лет. После чего перешла на работу в ГАИ по приглашению Леонида Владимировича Селедцова, возглавившего в 1994 году городскую Госавтоинспекцию. С 1994 по 2002 год Наталья служила в отделе пропаганды ГИБДД вместе с Фёдором Сумароковским.
– Занималась профилактикой детского травматизма. Конечно, были сложности в то время, потому что два человека на весь город. Сто с лишним школ и около 150 детских садов, – вспоминает Наталья Николаевна. – Тогда не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов. Единственная аппаратура – транк – радиостанция. Нужно было обойти все школы, составить акты обследования, провести беседы… В 1995 году нас отправили в Челябинск на конкурс «Безопасное колесо». Тогда не знала, что это такое, поехала наобум. Сказали: бери детей и поезжай! Это был кошмар – заняли последнее место. Дети как расстроились. Решила: надо что-то делать.
Наталья Окорокова организовала три базы по изучению ПДД в каждом районе города: в Правобережном доме творчества, в клубе «Родник» Орджоникидзевского района и школе № 60 в Ленинском районе.
– Тогда только появились телевизоры со встроенными видеомагнитофонами. Фёдор Геннадьевич снимал все ДТП с пострадавшими, записывал на кассеты. На каждую базу приобрели телевизоры, магнитофоны, методическую литературу. Из школы могли прийти, получить нужную информацию, просмотреть записи дорожных происшествий.
Затем Наталья Николаевна на базе школы № 20 создала городскую команду юных инспекторов движения. Год подготовки, и на следующем «Безопасном колесе» магнитогорские ребята заняли первое место, обойдя даже Челябинск.
– Потом занимали первые места постоянно. В Магнитогорск даже приезжали специалисты со всей области на семинар по профилактике детского травматизма. Мои подопечные знали всё: как делать перевязки, искусственное дыхание, все правила дорожного движения. В 2002 году появились методисты пропаганды безопасности дорожного движения в каждом районе города. У них были кабинеты, методическая литература, аппаратура, оборудование для обучения правилам ПДД. Организовывали викторины, конкурсы рисунков на асфальте, участвовали в зарницах. Выступали на телевидении, радио. По радио каждую субботу рассказывала о количестве погибших и пострадавших в ДТП, напоминала детям о безопасной дороге к школе. Работали с оптимизмом, создавали агитбригады, проводили мероприятия.
За прошедшие десятилетия многое изменилось: начиная от материально-технического обеспечения до появления Интернета. Сейчас уроки безопасности в школах можно проводить, не выходя из рабочего кабинета, – в прямом эфире, что стало особенно актуально в период пандемии. В Магнитогорске был открыт ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. А помимо традиционного конкурса «Безопасное колесо» в городе проходит множество челленджей, смотров, фестивалей, соревнований и акций, направленных на пропаганду безопасного поведения на дорогах.