Театральное пространство Магнитки становится все более многомерным. Не только количественно, хотя намерение театральной среды в масштабах уездного города фестивалить троекратно: с «Театром без границ», номинантами выездной «Золотой маски» и участниками нового проекта «Другая реальность» – уже повод для массовых театральных волнений. Что до качественной стороны, то возможность собрать в масштабах Магнитки такое разнообразие зрелищных и музыкальных форм, какое обещает упомянутая тройка, для горожан равнозначна культурной революции. И если за четырнадцать лет существования «старого» фестиваля мы привыкали к театру без границ, то теперь настало время увидеть воочию лучшее в современном искусстве без границ – жанровых, видовых, изобразительных, зрительских. Пусть часть привезенного материала предназначена «не для всех», зато эти «не все» – совсем не обязательно обитатели башни из слоновой кости. Итак…
Фестиваль «Другая реальность» представит коллективы, работы которых зачастую трудно отнести к определенному виду искусства. Петербуржский театр АХЕ – его именуют инженерным, а лицедеев в нем прозвали алхимиками сцены – объединяет живопись, графику, игру с объектами и театральными артефактами, видеоинсталляции, взаимодействие актера и среды. Театр Дмитрия Крылова выражает идеи изобразительными средствами, да и служат в нем художники, а не актеры. Нидерландскую группу Dalgoo, виртуозно владеющую нарративной – повествовательной – техникой, называют интеллектуальным театром. Их проект «Президент земного шара» на стихи Велимира Хлебникова, которые будут исполнены на разных языках, 20 сентября откроет фестиваль на сцене Магнитогорской драмы. А следом джаз-гурманы уже предвкушают выступление группы «Швейцарский пароход».
Случайно или нет, но в составе зарубежных трупп, запланировавших приезд в Магнитогорск, нередко звучат российские имена, а творческая судьба артистов перекликается с российским искусством. Вот и Лизу Макуха – звезду филиппинского балета и выпускницу Академии балета имени Вагановой – считают представительницей петербуржской балетной школы. Филиппинская государственная хореографическая труппа «Балет Манилы», в составе которой выступает Лиза, хорошо известна российским балетоманам как классическим, так и национальным танцем, исполняемым в филиппинских костюмах, со знаменитыми бамбуковыми палками.
Не забыты и любители симфонической музыки. Им предстоят встречи с Московским ансамблем современной музыки – единственным в стране профессиональным ансамблем солистов, специализирующимся исключительно на современном музыкальном искусстве, и Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева – коллективом, отмечающим этой осенью свое 75-летие. Оба оркестра известны своими просветительскими традициями и с одинаковым успехом и усердием выступают как на престижных международных фестивалях, так и на провинциальных музыкальных площадках.
В программу «Другой реальности» входят также выступления хоровых коллективов Магнитогорска и Челябинска, концерты симфонического оркестра Челябинского театра оперы и балета, элитное кино, выставка авангардной живописи из обеих столиц и городов Уральского региона, конкурс граффити. Площадками для выступлений и состязаний в искусстве в рамках фестиваля с 20 сентября до 6 декабря станут Магнитогорская драма, театр куклы и актера «Буратино», консерватория, картинная галерея, кинозал и даже… забор вдоль территории военной кафедры технического университета – это для граффитчиков. Новый проект, как и «Театр без границ», обещает стать традиционным: проведение «Другой реальности» запланировано на будущий год городской администрацией и управлением культуры – учредителями нового фестиваля.
Параллельно на сцене драмы сверкнет блестящее созвездие: пять спектаклей выездной «Золотой маски». «Скрипка Ротшильда» московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса – последняя часть его ироничной, желчной и мучительной трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову», спектакль о закате жизни и о праве прозреть перед лицом смерти. «Кислород», называемый клубным за рэп и одинокую пару персонажей – актера и ди-джея, поставленный Виктором Рыжаковым в московском «Театр.doc». Спектакль, по выражению Ивана Вырыпаева, исполнителя главной роли, «не для зрителей, а про них». Постановка Омского драматического «Дачники», автора которой столичные афиши дружно именуют не Максимом Горьким, а исключительно Алексеем Пешковым – не потому ли, что Евгений Марчелли отчеркнул человеческое в апологете соцреализма? И еще один спектакль омичей – театра пластической драмы «ЧелоВЕК» – «Песни дождя»: цирк, шоу, акробатика, первобытные танцы, тростник, луна и нескончаемый дождь. Говорят, на родине «ЧелоВЕКа» билеты на спектакль разбирают до конца сезона. Женскую режиссуру представит Нина Чусова, уже проторившая дорожку в комедии и сместившаяся в направлении мистического фарса – Московский театр им. Пушкина представит «Вия» в ее постановке.
А Магнитогорский театр драмы в ожидании гостей готовится к открытию сезона.
– Не видать мне родимых сестер, не услышать человеческого голоса, – причитает на сцене Аня Дашук. Перебрасывается с режиссером Сергеем Пускепалисом репликами по роли; на ходу решен и бытовой вопрос – актрисе надо отлучиться к ребенку. И снова без видимых усилий включается в роль – позавидуешь психотехнике:
– Боюсь, не пойду… Ах нет, что это я: смерти хочу батюшке?..
– Не спеши, не спеши, задержись на этой ноте. Ты недоумеваешь, дальше музыка подхватывает, и ты точки не ставишь.
Идет репетиция «Аленького цветочка» с дивной музыкой Леонида Иновлоцкого – автора мелодий к «Поминальной молитве». Магнитогорская драма, учитывая дефицит детского репертуара, в новом сезоне ставит две детских пьесы. При их выборе исходили из мотивов как возвышенных, так и вполне прагматических: очарования драматического материала и отсутствия в составе труппы травести – а «Аленький цветочек» и «Снежная королева» позволяют обойти эту проблему. Кроме того, аксаковский и андерсеновский материал можно ставить на протяжении всего сезона, а не только к новогодним каникулам. В постановке детского репертуара активно участвует «буратиновец» Сергей Меледин – его режиссерская работа «Детский сад» наряду с «Полковником Птицей» режиссера Максима Кальсина будет представлена на предстоящем фестивале «Театр без границ». А откроет сезон «Изобретательная влюбленная» – запланированную «Ночь перед Рождеством» пришлось отложить до прибытия из Франции мощных лебедок, участвующих в волшебных перемещениях на сцене.
И еще до открытия театральной поры Магнитогорская драма готовится к следующему сезону: ведет переговоры о совместной работе с режиссерами, среди которых, вероятно, снова будет Максим Кальсин, планируется постановка «Женитьбы Белугина» по пьесе Островского. Журналисты при встрече с Владимиром Досаевым в драмтеатре по привычке расспрашивают о предстоящем сезоне – он вежливо дает самоотвод: даже начальнику управления культуры городской администрации «было бы некорректно» комментировать работу труппы вместо главного режиссера. Не потому ли на Магнитку свалилось ее фестивальное счастье, что в ведущем театральном коллективе города сложился этот стиль внутренней жизни: все отвечают за общую работу, и каждый в ней – за свою?