Но фактически число магнитогорских школ в 2020 году сократится. Причина - реорганизация.
- Оптимизация сети образовательных учреждений - не только школ, но и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования - проходит не первый год, - рассказала руководитель управления образования администрации города Наталья Сафонова. - Изменения в системе образования начались с 2005 года.
На данный момент в Магнитогорске реорганизовано в форме присоединения 12 учреждений общего образования. Так, если в 2005 году было 72 школы, то сейчас их в городе 60. Решение о реорганизации принимается прежде всего на основании всестороннего анализа условий, существующих в учреждениях. Основная задача - обеспечить доступность качественного образования, через совершенствование механизмов управления образовательным учреждением, оптимизацию всех ресурсов: организационных, кадровых, материально-технических, информационно-технологических, методических и финансовых. При этом реорганизация способствует оптимизации нагрузки на педагогов, повышению фонда оплаты труда.
Если первые реорганизации, проходившие в 2005-2008 годах, инициировались управлением образования, то сейчас решение исходит от самих учреждений.
- Школы понимают свои проблемы: например, уроков химии по учебному плану мало, у учителя химии получается всего 8-9 часов нагрузки, и тогда его начинают дополнительно загружать: к примеру, на полставки он педагог дополнительного образования, то есть свой учительский потенциал попросту распыляет на непрофильную работу. Зачастую учителя-предметники - химики, физики, биологи - работают как совместители, - объяснила Наталья Сафонова. - Реорганизация даёт возможность работать в едином образовательном пространстве. Поэтому руководители образовательных учреждений выходят с предложением о реорганизации на управление образования, вопрос рассматривается и анализируется комиссией по оценке последствий решения о реорганизации.
В этом году запланирована реорганизация шести школ: к школе № 3 присоединится школа № 49, к гимназии № 53 присоединится школа № 58, к школе № 55 - школа № 51. Школа № 43 станет отделением школы № 31, школа № 9 - отделением школы № 48. К школе № 56 с углублённым изучением математики будет присоединена НОШ-1. Ранее школе № 56 было передано здание бывшей школы № 26. Какие-то школы завершат процесс до начала учебного года, какие-то - после.
- Анализируем ресурсы, имеющиеся в том и другом учреждении, встречаемся с руководителями и комиссионно определяем, к какой школе произойдёт присоединение, - уточнила Наталья Сафонова. - Как правило, школы с меньшим числом учащихся становятся отделениями школ с большим контингентом, полностью укомплектованными кадрами, с лучшими материально-техническими условиями. Реорганизация, создание отделений ни в коем случае не нарушает права детей, они как получали образование, так и продолжат его получать. В этом году существенных изменений в организации образовательного процесса не будет. В дальнейшем школы будут смотреть на имеющиеся условия и принимать соответствующие решения. Так, после присоединения школы № 16 к школе № 11 в обоих зданиях обучаются дети и начального, и основного звена. В многопрофильном лице № 1 пошли по другому пути. В основном здании лицея по адресу: проспект Карла Маркса, 106 учатся дети с 7-го класса по 11-й, в отделении по адресу: Суворова, 134/1 - школьники с 1-го по 6-й класс. Аналогично поступили многопрофильный лицей при МГТУ имени Носова, отделением которого стала школа № 4, и школа № 56, присоединившая школу № 26.
- Сейчас говорить, по какому пути пойдёт та или иная школа, рано, - пояснила руководитель управления образования. - Это будет зависеть от того, сколько классов они набирают, от вместимости начальной школы, потому что родители тоже хотят, чтобы вся начальная школа училась в первую смену. В то же время некоторые школы сейчас не набирают 10-11-й класс из-за демографического спада начала 2000-х.