На имя солдата срочной службы Андрея Сопочкина, который почти полгода отдает гражданский долг Родине, по-прежнему идут квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не в войсковую часть, как следовало бы по логике, а на его прежний почтовый адрес, где он не проживет с июня текущего года, но где на правах собственности находится его квартира.
Письмо в редакцию "Магнитогорского металла" написала 74-летняя бабушка солдата Екатерина Александровна. "Мой внук - круглый сирота, нет ни матери, ни отца. Квартира, принадлежащая ему, в настоящее время пустует - уходя в армию, он никого не захотел пускать в нее. И квитанции по квартплате носят по полной программе. Звонили в бухгалтерию. Говорят, все правильно. Согласно федеральному законодательству, живет он или не живет в этой квартире, - положено платить за квадратные метры. Странные законы: человека нет, а платить надо. За что? За то, чем он не пользуется? Я согласна, что платить надо за содержание и ремонт, за отопление. Но за лифт, мусоропровод, вывоз мусора? Это же смешно! У меня пенсия восемь тысяч рублей, из которой оплачиваю квартиру внука и свою. Ладно, еще другой сын помогает. За две квартиры приходится платить до шести тысяч рублей в месяц, и живи, как хочешь. А если бы у Андрея не было бабушки или со мной что-то случится, пока он служит? Кто будет платить? Вернется со службы, отдав долг Родине, а у него - непомерные долги по ЖКУ. Неужели нет какой-то льготы сироте, который и так обижен судьбой?"
Насчет "странных законов" полностью согласен с Екатериной Головаш, бабушкой солдата Андрея Сопочкина. Вот - квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг за октябрь. Андрей призван в ряды Вооруженных Сил в июне 2010 года. В графе "количество проживающих" стоит "О чел." В сентябре оплачено 744 рубля. За октябрь начислен 2291 рубль - начался отопительный сезон. В графе по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению стоят нули - у Андрея установлены водомеры. Остальные платежи - за содержание и ремонт, капитальный ремонт, отопление, обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО), лифт, мусоропровод и вывоз мусора - рассчитывают согласно 49 квадратным метрам общей площади, принадлежащей Андрею на правах собственности. Но, как говорится, закон есть закон. Установили у нас, как позволяет Жилищный кодекс, принятый в 2005 году, что можно сделать так, будто мусор в квартирах, который вывозят коммунальщики, создается не проживающими в многоквартирных домах людьми, а "квадратными метрами". А "за лифт" берут не за пользование этим подъемным устройством в домах повышенной этажности, а за его обслуживание. Поэтому и делают попытки "нагружать" платой за лифт даже жильцов первых-вторых этажей, которым этот вид "повышенного благоустройства" и на дух не нужен.
ВДГО - вообще особый вид услуг, как правило, не предоставляемых. Но там - копейки, на которые люди обычно закрывают глаза. Хотя представитель обслуживающей газовой компании должен для безопасности хотя бы раз в год проводить это ВДГО. Пусть всего лишь с намыленной кисточкой в руках. Не потому ли совсем недавно горожане были, мягко выражаясь, озабочены "газовой атакой", когда в сотнях квартир появилась вонь из-за чрезмерного введения в природный газ специального вещества - одоранта, что, кстати, выявило массовые недосмотры этой самой службы, призванной осуществлять регулярное обслуживание внутридомового газового оборудования.
Можно продолжить ряд не предоставляемых, но покорно оплачиваемых населением услуг. В частности, телевизионные антенны коллективного пользования, которыми нормальные люди, живущие, по крайней мере, в ногу со временем, не пользуются, а в городе давно даже нет структуры - раньше они были в ведении "Электрона" - по их обслуживанию. Или поступающие "квитки" за пользование проводным радио, анахронизмом еще сталинских времен. Это за телефон не заплатишь, его тотчас же отключат, а вот, чтобы не платить за радиоточку, придется побегать с заявлением да постоять в очереди.
Но вернемся к истории солдата Андрея Сопочкина, его проблемам с оплатой ЖКУ. Начальник отдела военного комиссариата Челябинской области по Орджоникидзевскому району Магнитогорска Андрей Житников пояснил, что на всех призывников в органы регистрации граждан рассылают документы, согласно которым их снимают с учета на время прохождения службы. Юристы военкомата уточнили: в соответствии с постановлением правительства № 307, которое регламентирует порядок взимания платы за коммунальные услуги, военнослужащие срочной службы, временно отсутствующие в определенный период на постоянном месте жительства, освобождены от оплаты за пользование горячей и холодной водой, канализацией, электроэнергией, газом. Впрочем, как видим из платежки за квартиру, представленной Екатериной Александровной, при наличии приборов индивидуального учета вопрос решен довольно просто: нет "кубов", нет "киловатт" - платить ничего не придется.
Что касается газа, то здесь есть некий нюанс, о котором многие не знают. ВДГО в квитанции - это всего лишь обслуживание внутридомового газового оборудования. За пользование газом с недавнего времени приходит отдельная квитанция из ведомства Газпрома-Межрегионгаза. Здесь оплату начисляют на каждого проживающего, точнее, зарегистрированного человека. К примеру, в ноябре в домах с горячим водоснабжением, в квартирах, оборудованных газовыми плитами с духовкой, начисляют 42 рубля 34 копейки. И если эта платежка продолжает поступать на имя Алексея, значит, не сработало сообщение из военкомата о его отсутствии, и он имеет право на перерасчет. Достаточно предоставить соответствующее заявление и справку из военкомата. А по остальным платежам - увы! Да и сама бабушка солдата согласна оплачивать и отопление, и содержание, и капитальный ремонт. За исключением "непонятных" взиманий за лифт, мусоропровод и вывоз мусора. Но оплата производится не за пользование лифтом и мусоропроводом, а за их содержание, а Алексей - владелец собственных квадратных метров квартиры, является и совладельцем общей собственности дома. Отсюда - бремя расходов и на содержание внутридомового оборудования, его текущего и капитального ремонта. Единственное, что можно оспорить, - плату за вывоз мусора, 38 рублей в соответствии с "квадратными метрами" квартиры Алексея. Но я бы не стал из-за этого изводить бумагу и нервы, себе дороже.
Проигрывали вариант с субсидиями. Вспомоществование может быть начислено при особых условиях члену семьи собственника жилого помещения, проходящего службу в ВС РФ. Но при условии, если член семьи продолжает проживать в ранее занимаемых военнослужащим-срочником жилом помещении. То есть, субсидию оформляют не на "квадратные метры", а на конкретного нуждающегося человека. А какой Алексей нуждающийся? Обут, одет, накормлен, есть крыша над головой и карманные деньги на сигареты, подворотнички и мыло. А бабушка имеет свою квартиру, и то, что она находит возможность оплачивать жилье временно отсутствующего внука, - ее личная проблема.
С абсурдностью ситуации соглашались работники управления социальной поддержки населения, отдела льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, ЕРКЦ, того же самого военкомата. Действительно, не будь у Алексея бабушки, пришлось бы ему вернуться после службы домой к солидному долгу по ЖКУ. Но, как меня заверили, это - единичный беспрецедентный случай. А закон есть закон, и чиновники, даже пустив слезу, будут руководствоваться не эмоциями, а параграфами инструкций.