Специалисты полагают, что именно это обстоятельство, раньше помогавшее маленьким капиталистическим державам бороться за выживание и независимость, сегодня является залогом их экономического и социального благополучия. А как же – ведь пресловутую интеграцию экономики кто обеспечивает? Правильно, люди, носители языка. Больше языков – больше контактов. А где контакты – там и возможности. Те самые, которыми и мы, россияне, стараемся обеспечить своих детей. Правда, как-то уж очень ненавязчиво – двумя-тремя школьными уроками в неделю. Все больше отклоняясь от выбора «из трех зол» в сторону одного-единственного, всегда находившегося на привилегированном положении английского языка.
Немецкий язык является рабочим в странах Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и входит в пятерку общепризнанных международных языков – вместе с английским, французским, испанским и русским. Однако в самой России все больше высших учебных заведений, куда абитуриентов со знанием немецкого не принимают.
Об этих и других проблемах шла речь на слете учителей немецкого, состоявшемся на факультете лингвистики и перевода МаГУ. Подобные встречи-семинары преподаватели вуза и магнитогорских школ проводят ежегодно. Цель: бороться за популярность ведущего европейского языка, в первую очередь – повышением качества своей работы. Для начала заведующая кафедрой немецкого языка Анна Кузина обрисовала частности:
– Общеизвестно, что на не-мецком свободно общается президент Владимир Путин. Это обстоятельство льет воду на мельницу популярности языка великого Гете, однако противостоять засилью английского не в силах. Количество учителей немецкого в магнитогорских школах сокращается. Большинство оставшихся вынуждены вести уроки английского: повинуясь социальному заказу, администрация учебных заведений сокращает «немецкие» группы. Из-за этого же в школах нет места молодым преподавателям – немногочисленные учебные часы распределяют между «старичками», а вновь прибывшие, в лучшем случае, пополняют ряды «немцев», преподающих английский.
В Магнитогорске шестьдесят семь школ, но лишь в сорок одной из них сегодня можно изучать немецкий язык: за последние два года количество преподающих его снизилось на двадцать процентов. Если в прошлом году в пятых классах насчитывалось двадцать три группы немецкого языка, то в этом только семнадцать.
Единственный повод для радости на этом фоне – изучение языков во всех городских школах теперь начинается со второго класса. Благодаря нововведениям городских властей, «шпрехать» в новом учебном году начали двадцать две группы магнитогорских второклашек. Может, где-то среди этих счастливчиков, старательно выводящих свои первые «шпрехен зи дойч», растет еще один, а, может, и не один, Рустам Кагапов.
Этот потрясающе владеющий языком выпускник 67-й школы минувшей весной стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее знание немецкого и российско-германских отношений. Получив приглашение, Рустам со своим преподавателем Натальей Ивановой написал научно-исследовательскую работу об истории языка в нашей стране, выиграл городской тур и был приглашен на региональный этап. Но, как водится в России, не смог продолжать состязание из-за бюрократических проволочек. Представляя свой проект собравшимся на семинаре учителям, Рустам делился на хорошем немецком:
– Я мечтаю выучить много языков, а в будущем открыть в городе специальную школу, где дети с удовольствием занимались бы тем же.
Пока же магнитогорские «иностранцы» решают первоочередные задачи – приводят в соответствие с российскими требованиями готовность своих выпускников к ЕГЭ, а там, глядишь, и до собственной языковой школы дело дойдет – не такой фантастический это проект. И прецедент в российских широтах уже имеется: частные языковые гимназии работают в Челябинске, Оренбурге, Санкт-Петербурге и в Магнитке тоже. Учителя верят: это только начало, и у достаточно большого, по европейским меркам, Магнитогорска будет такое же большое лингвистическое будущее.