Городская железная дорога - зона повышенной опасности. Водители трамвая всё время на чеку: подрезают автомобили, пешеходы перебегают в неположенных местах. Двадцатитонный вагон даже при экстренном торможении уйдёт в юз. Будничный труд - уже отличная "тренировка" для водителей, но в Маггортрансе всё-таки подстраховываются.
Конкурсы профессионального мастерства проводят на предприятии полвека. Ведь водитель трамвая отвечает и за пассажиров, и за других участников движения. Легковой автомобиль, бывает, мгновенно превращается в бесформенный кусок железа и пластика после столкновения с трамваем. А на вагонах - ни царапины, особенно на старых, 605-й серии.
В правобережном депо, где в этом году проходил конкурс, используют вагоны 605, 608, 619 и 623 серий. Есть и два вагона, которые модернизировали при помощи Екатеринбургского научно-производственного объединения автоматики имени академика Н. А. Семихатова. Плюс вспомогательные рельсошлифовальные и снегоуборочные вагоны.
У вагона каждой серии своя система управления и правила эксплуатации. Водитель Маггортранса - это специалист, который как минимум трижды сдавал на права, чтобы освоить новое транспортное средство. Так, если в вагонах 605-й серии в водительской кабине - лампочки, рычаги и кнопки, в модернизированных и 623-х вагонах - сенсорные дисплеи.
Управляя такой техникой, водители Маггортранса из смены в смену будто путешествуют во времени.
Восемь начинающих водителей претендовали на победу. Правобережное депо выбрали площадкой для практического задания, потому что в прошлом году лучшей стала водитель-"правобережник" Дина Салманова. Конкурс мастерства в шутку называют "трамвайным Евровидением".
Претенденты управляют вагонами не больше трёх лет. Они не нарушали ПДД и у руководства на хорошем счету.
- В наших конкурсах участвуют работники, которым важно поднимать профессиональный уровень, а мне в силу полномочий важно знать таких людей, - рассказал начальник правобережного депо Константин Петров. - Площадка, на которой участники демонстрируют практические навыки, отличается от левобережной большей протяжённостью маршрута. В своё время здесь даже областные соревнования проводили - есть где развернуться.
Накануне претенденты "хвастались" перед конкурсной комиссией знанием теоретической базы - устройство и приёмка вагона, правила дорожного движения, культура обслуживания.
- Для приёмки на предприятии нет специальной службы? - поинтересовались журналисты.
- Службы работают ночью, мастер подписывается, что вагон готов, но водитель обязан проверить все системы безопасности перед выходом на маршрут, - объяснил начальник депо.
- А культура обслуживания - разве не для кондукторов?
- Водитель обязан объявлять остановки, предупреждать о закрытии дверей, быть вежливым. Представляете: десять часов - за рукоятками, тысячи пассажиров за смену… Я бы водителем трамвая не смог работать, у меня бы терпения не хватило бы.
Практическое задание заключалось в прохождении отрезков маршрута за определённое время, проверке умения правильно переводить стрелки, эксплуатировать вагон в целом. Практику проходили на стареньком 605-м вагоне. Таких вагонов в Маггортрансе - полпарка, хотя их должны были списать десять лет назад. То, что 605-е до сих пор на ходу - заслуга ремонтников предприятия. Впрочем, парк обновляют. По городу колесят современные 623-е вагоны из Усть-Катава, в этом году ждут ещё два модернизированных вагона из Екатеринбурга.
- На старых моделях нет спидомет-ров, а на маршрутах встречаются участки с ограничением по скорости, - рассказал об основной части практики главный судья соревнований, главный ревизор по обеспечению безопасности движения Маггортранса Андрей Волков. - В зависимости от состояния пути тоже надо придерживаться определённых скоростей. По заданию допускаем плюс-минус десять километров в час, в ином случае будет строгий разговор с водителем.
Водитель третьего класса Владимир Ковганов прошёл отмеченный отрезок секунда в секунду. Хорошо показал себя в теоретическом испытании. Судьи признали его победителем. Он получит премию - четыре тысячи рублей, ему повысят класс.
- Работаю полтора года. Увидел объявление, попробовал, пока не жалею, - поделился Владимир. - Конкурсная трасса не показалась мне сложной, даже хотелось, чтобы маршрут был длиннее - предложу это судьям на будущие соревнования. Такие конкурсы нужны - улучшают теоретические знания. Ведь вожу разные вагоны, к каждому нужно приспособиться. Хотя, если честно, для меня разницы нет - справлюсь и с 605-м, и с 623-м.
Областные соревнования среди водителей трамваев проводят раз в два года. Владимир на область не попадёт. На следующий год ему снова надо победить в конкурсе. Судя по тому, как отзывались о нём другие участники и члены жюри, будущих конкурсантов ждёт непростая борьба.