С начала 2017 года трамвайному хозяйству удалось увеличить долю безналичной оплаты с 15 до 65 процентов от общего количества операций ("ММ", № 19, 2017). Два года назад безналичным расчётом пользовался пассажирский костяк - льготники. Сегодня даже разовый билет за 20 рублей предпочитают приобретать по банковской карте. Одна из причин: расчёт наличными - риск, что у кондуктора не окажется сдачи.
Заместитель директора МП "Маггортранс" по экономике Олег Харанухин дал пресс-конференцию в городской администрации. Поводом стал проект "Пакет проездов". Новая услуга позволяет пассажиру уйти от "привязки" к конкретному проездному билету или банковской карте. Она доступна с 12 ноября.
Услуга заключается в том, что по карте и проездному, номиналом 280 и 520 рублей, можно за один рейс оплатить проезд сразу пяти пассажирам. По карте - с выбором тарифа, когда со счёта за взрослых спишут по 20 рублей, а за пенсионеров и детей - по десять рублей. И теперь при использовании карты кондуктор обязан выдать пассажиру такой же чек, как и при оплате наличными деньгами. Даже если пассажир рассчитывается только за себя.
До начала реализации проекта "Пакет проездов" чеки не выдавали. Например, пассажир травмировался в ДТП. Отсутствие чека, подтверждающего, что он действительно ехал в вагоне, который попал в аварию, могло затруднить получение компенсации в страховой компании ("ММ", № 129, 2016).
Для расчёта в трамвае принимают карты банков с платёжными системами Visa и "Мир". По словам Олега Харанухина, расплатиться пластиком не только конкретного банка, но и всех игроков рынка можно было и до внедрения проекта. Просто кондукторы не принимают некоторые карты, потому что получают куда больший зарплатный процент с наличных денег.
- Иногда проверяю работу кондукторов, еду в вагоне как обычный пассажир, - рассказал заместитель директора. - Подходит кондуктор, интересуюсь, как ему удобнее: если расплачусь карточкой или деньгами. Конечно же, кондуктор выбирает деньги.
Харанухина спросили: сильно ли потеряют кондукторы в заработке, если Маггортранс полностью перейдёт на безнал? Предприятие вынашивает план не первый год ("ММ", № 137, 2014). В случае отказа от наличных денег за проезд, перевозчик сэкономит на их сборе, пересчёте, хранении, инкассации. А пассажиру уже не придётся считать монеты и выходить из вагона, если у кондуктора не найдётся сдачи - хотя такое поведение работника Маггортранса нарушает "Закон о правах потребителей" и требование Министерства финансов ("ММ", № 37, 2016). Заместитель директора ответил, что на предприятии разработают программу для финансовой мотивации сотрудников.
По проездному тариф фиксированный: впятером воспользоваться услугой смогут лишь взрослые. Если же проездной рассчитан на школьника и студента, номинал 120 рублей, - лимит пассажиров составит три человека. А проездные с неограниченным количеством поездок, номиналом 300 рублей для учащихся и 800 рублей для взрослых, в проекте не участвуют.
- Фактически четыре пассажира станут ездить в трамвае бесплатно, - объяснил Олег Харанухин. - Этого предприятие себе позволить не может.
Однако теперь, когда кондуктор списывает до пяти поездок за рейс, ему придётся лучше запоминать пассажиров, которые оплатили проезд. Раньше для подтверждения права на проезд кондуктор вторично считывал проездной валидатором - прибор просто блокировал списание поездки.
Впрочем, Маггортранс по-прежнему не утратил надежду и вовсе исключить из оборота проездные билеты и заменить их транспортными картами. Об этом заместитель директора сообщил корреспонденту "ММ" после пресс-конференции.
По функционалу транспортная карта - это нечто среднее между проездным билетом и банковской дебетовой картой. Пассажир приобретает её у кондуктора или в стационарных местах реализации и зачисляет деньги. В городах, где транспортные карты в обороте, стоимость поездки при их использовании ниже, чем по разовому билету. Выгода пассажира заключается и в том, что карту не надо покупать ежемесячно, как проездной. К тому же в Магнитогорске у кондукторов, случается, не оказывается в наличии проездных нужного номинала. Опять же, нередки проблемы со сдачей.
Внедрив транспортные карты, Маггортранс, по предварительным подсчётам, станет получать два миллиона рублей в год, которые сейчас уходят на выпуск проездных. Сэкономленные средства пойдут на развитие предприятия.