О ТОМ, ЧТО ЖДЕТ студентов и преподавателей после реорганизации университета, «Магнитогорскому металлу» рассказали первый проректор МГТУ Сергей Платов, проректор по учебной работе Андрей Радионов и директор Магнитогорского индустриального колледжа Ирина Никулина.
В России подобных структур пока немного. Университетский комплекс – это учебное заведение, в котором объединены подразделения, реализующие образовательные программы разного уровня: лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования, НИИ, производственные подразделения, объекты социальной сферы. Согласно приказу Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений» объединение учебных заведений в единый комплекс позволит «наиболее оптимально использовать кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы», повысить качество образования и обеспечить единство образовательного процесса.
– Судя по определению, университетский комплекс может объединять учебные заведения разных ступеней образования – как лицеи, так и целые институты.
Платов: Не совсем точно. Интеграция образовательных учреждений идет либо по горизонтали, когда, например, объединяются вузы, либо по вертикали, когда под одной крышей работают учреждения разных ступеней профессионального образования – начального, среднего, высшего. Мы избрали второй путь. По вертикальному признаку в России создано уже более двадцати комплексов. Кстати, последнее постановление правительства от 14 февраля текущего года рекомендует создавать университетские комплексы с целью повышения эффективности и качества образования. Так что это не наше изобретение, а веление времени.
Радионов: Создание университетского комплекса поможет воплотить принцип непрерывного образования. Ведущие мировые компании, такие как Siemens, ежегодно проводят курсы повышения квалификации. В нашем университетском комплексе будет институт дополнительного профессионального образования. Сегодня в МГТУ постоянно повышают квалификацию сотрудники ОАО «ММК», Уральской горно-металлургической компании, Белорецкого металлургического комбината, ОАО «Полиметалл» и других предприятий.
– В чем выгода «комплексного» подхода?
Радионов: Создав университетский комплекс, мы обеспечим его финансирование из федерального бюджета. Государство движется к экономии. Многие отрасли экономики являются частными, и вполне объяснимо, почему государство постепенно «отпускает» от себя образовательные учреждения. Сначала на баланс региона будут переданы ссузы, а затем – вполне возможно – придет черед вузов. Потянет ли их областной бюджет? Университетские комплексы, однозначно, будут «питаться» из федерального бюджета. Такова стратегическая политика государства. И предприятиям выгодно получать кадры за федеральные деньги.
Никулина: Слухи о передаче нашего колледжа в регион ходят уже давно. И меня, честно говоря, это настораживает.
– Под своей крышей МГТУ соберет прежде всего «младших братьев». Какие ссузы уже изъявили желание войти в состав университетского комплекса?
Радионов: Это индустриальный и строительный колледжи. Нам интересны родственные по профилю учебные заведения. С МГППК, например, нам нечего объединять. А вот с колледжами, обучающими студентов по смежным техническим специальностям, мы создадим общую материально-техническую базу. Колледжи смогут использовать лаборатории университета, а наши студенты – их учебные мастерские. Более того, мы объединим усилия для подготовки профессорско-преподавательского состава. Преподаватели колледжа смогут бесплатно повышать квалификацию в аспирантуре и докторантуре университета.
Никулина: Да, но пока индустриальный колледж остается самостоятельной структурой.
– Есть ли в нашем регионе университетские комплексы, чей опыт можно использовать?
Радионов: В состав Южноуральского государственного университета недавно вошли несколько колледжей.
Платов: Мы ориентируемся на опыт Тюменского государственного нефтегазового университета, одного из крупнейших вузов УрФО. В свое время, не дожидаясь приказа министерства, вуз объединился с рядом колледжей и техникумов. Сегодня это успешный, динамично развивающийся научно-образовательный университетский комплекс. В его структуре шесть учебных институтов, десять подразделений начального и среднего профессионального образования. А численность обучающихся – около 50 тысяч человек.
– Какие перспективы откроет перед студентами колледжей обучение в университетском комплексе?
Радионов: Получив среднее профессиональное образование, студент колледжа сможет перейти на ступень выше и получить высшее. Поскольку программы внутри комплекса согласованы, получить диплом можно будет за три-четыре года. Сейчас в вузе высшую математику читают 200–300 часов, а в колледже – 160. Разница в общем-то небольшая. Но, придя в университет после колледжа, студенты вынуждены изучать курс в полном объеме. С образованием университетского комплекса они будут «дослушивать» необходимые часы, экономя свое время. Завершая обучение в колледже, каждый студент сможет выбрать: трудоустройство или переход на следующую ступень – высшее образование.
Никулина: Да и обратный процесс возможен: не тянешь программу высшего образования – «спускайся» на ступень ниже, в колледж. Думаю, гибкая система образования даст хорошие результаты.
Платов: В Тюмени, например, в состав университетского комплекса вошел технологический колледж. Над его входом вывеска: «Тюменский государственный нефтегазовый университет (Технологический колледж)». После реорганизации конкурс в несколько раз вырос. Для абитуриентов это принципиальный момент: они поступают в университет.
– Что будет написано в дипломе выпускника колледжа?
Никулина: Выпускник получит диплом МГТУ о профессиональном образовании средней ступени с квалификацией «техник».
– После вхождения колледжей в университетский комплекс условия набора студентов сильно изменятся?
Никулина: Существует план набора, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Формировать или изменять его самостоятельно мы не можем – только по согласованию с министерством образования области и центром занятости. Мы обязаны принять студентов на основной перечень специальностей. А уже сверх плана можем формировать коммерческие группы. Создание университетского комплекса значительно поднимет как престиж среднего специального образования, так и качество образовательных услуг.
– Процедура поступления в колледжи останется прежней?
Никулина: Думаю, что да. Сейчас ребята сдают устный экзамен по математике и пишут диктант по русскому языку. На программировании еще решают тест по информатике.
– Когда же МГТУ завершит подготовительные процедуры и обретет статус университетского комплекса?
Радионов: Решение о реорганизации принимает Правительство РФ. Мы уже изъявили добрую волю и направили в Москву заявку с решениями трудовых коллективов вуза и колледжей. Нас включили в программу модернизации образовательных учреждений Министерства образования и науки РФ. Решение о передаче колледжей нам направлено в Челябинск для согласования с исполнительной и законодательной властью. Процедура реорганизации довольно сложная, поэтому рассматривать нашу заявку правительство может больше года.