«Сам тот факт, что в наше время в городе могла состояться такая конференция, а также то, что существует, действует и получает поддержку такой центр эстетического воспитания, показывает: образовательная политика в Магнитогорске верная и перспективная. Я бы хотел, чтобы другие города и регионы взяли ее за образец, потому что не вижу иного средства привить целым поколениям детей душевное здоровье, чуткость и вкус к творчеству», – эти слова принадлежат доктору психологических наук, члену Союза художников России, лауреату премии Правительства РФ в области образования, заведующему лабораторией Психологического института Российской академии образования, главному редактору журнала «Искусство в школе» Александру Мелик-Пашаеву. Город, образовательной политике которого была дана столь высокая и авторитетная оценка, – не Москва, не Санкт-Петербург и даже не областной центр. Город этот – наша с вами Магнитка, где в конце весны состоялась солидная научно-практическая конференция «Пути развития творческих способностей детей и подростков в педагогике искусства».
Участие в ней приняли без малого 300 человек, съехавшихся в столицу черной металлургии из Москвы, Челябинска, Кургана, Екатеринбурга, Сибая, ряда городов и районов Южного Урала. А причиной созыва столь представительного форума в городе областного подчинения стала та, без преувеличения, подвижническая работа, что осуществляется в Магнитке вот уже много лет людьми, замыслившими однажды сформировать на границе Европы и Азии единое художественно-образовательное пространство для детей одаренных и не очень. Точнее, для тех из них, кто подспудно ощущает в себе тягу к творчеству. Ибо, оказавшись в этом пространстве, любой ребенок способен стать сотворцом прекрасного.
Именно эта идея легла восемь лет назад в основу уникального на Южном Урале проекта создания центра эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея». Родившись как смелый эксперимент, проект этот не только доказал собственную жизнеспособность, но и дал мощный импульс поискам наиболее интересных подходов в области педагогики искусства.
Вот говорят, что подрастающему ныне поколению юных уготована участь тупого потребителя рекламы и прочих «радостей» века электронных технологий. Компьютер, мол, сегодня становится такой же простой в обращении «игрушкой», какой стала в свое время для поколения, отказавшегося от пера и чернил, шариковая авторучка. С компьютером, правда, дело обстоит еще проще: ткнул в нужную кнопку – и готово – хоть тебе рисунок, хоть художественная фотография. Виртуальная реальность, одним словом.
Но ведь и кнопка для дела нужна не абы какая, а вполне конкретная. И, чтобы найти ее на клавиатуре, ох как много ассоциативных связей необходимо выработать и закрепить. Да и одна лишь виртуальная реальность вряд ли способна сделать истинно счастливым человека разумного. А потому, несмотря на технократизацию окружающего мира, нужны ему будут во все времена кисть и резец, карандаш и бумага, цветная россыпь лоскутков, глина, дерево и много чего еще, чтобы воплотить в жизнь сокровенное.
Однако обрести себя в искусстве невозможно без чуткой поддержки мастера. Того, что, вовлекая тебя в процесс творчества, незаметно выводит ученика на единственно верную для него стезю. Не навязывает ему проверенные приемы и навыки, а помогает сформировать собственный подход к художественному осмыслению действительности. В Магнитке таких педагогов-мастеров немало. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на выставках-конкурсах детского творчества, что проходят в детской картинной галерее в течение учебного года практически каждый месяц. Причем участие в них принимают не только те ребята, что занимаются в кружках и творческих студиях самого ЦЭВД, но и воспитанники детских садов и общеобразовательных школ города, детской художественной школы, городского и районных центров и домов творчества.
Почти шесть десятков разработок было представлено в методической экспозиции «Педагогические находки в преподавании искусства», проходившей в рамках научно-практической конференции. А еще, в течение двух дней интенсивной работы состоялось четыре секционных заседания, во время которых гости и хозяева обменивались накопленным опытом, обсуждали проблемы реализации концепции непрерывного художественного образования и условия развития творческих способностей ребенка, новые педагогические технологии и подходы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, рассматривали возможности влияния национально-регионального компонента на творческое мышление юных и многое-многое другое.
Впрочем, сухие научные формулировки тематики заседаний вряд ли способны впечатлить обычного читателя. Важно другое. В итоговом документе, принятом конференцией, среди прочего сказано о необходимости ежегодно проводить подобные встречи, посвященные проблемам развития творчества, и рекомендовано подготовить к публикации обобщение опыта работы коллектива детской картинной галереи по художественно-эстетическому воспитанию. Ведь вывод, сделанный участниками этого педагогического форума, был единодушным: в Магнитке сегодня накоплен ценный материал. Причем огромный потенциал, которым располагает наш город в этой области, отнюдь не исчерпан и при должной поддержке способен дать замечательные плоды.
А поддержку эту детская картинная галерея, по признанию ее бессменного директора Ольги Леушкановой, находит всегда. Не только у тех, кто по долгу службы обязан помогать работе «федеральной экспериментальной площадки Министерства образования России», статус которой ДКГ официально получила пять лет назад. Эксперимент, считает директор, во многом имел бы менее наглядные результаты, если бы все эти годы работу центра не поддерживали люди, душой болеющие за развитие в нашем городе детского творчества. И если научную основу эксперимента бесперебойно обеспечивает коллектив факультета изобразительных искусств Магнитогорского государственного университета, то все заботы об обеспечении материальных условий воплощения в жизнь многочисленных идей и проектов взвалили на свои плечи те, кто, на первый взгляд, абсолютно далек от проблем педагогики и искусства.
Ремонт и реконструкция двух корпусов, в которых ныне размещается галерея, оформление и оснащение необходимым оборудованием и компьютерной техникой классов и мастерских центра, организация многочисленных конкурсов, выставок, предметных олимпиад, творческих поездок лучших из лучших в Москву и Бранденбург, а также многие и многие иные славные начинания были бы невозможны без постоянной помощи попечительского совета галереи, коллективов ЗАО «Огнеупор» и «Русская металлургическая компания», руководства ОАО «ММК», профсоюзного комитета комбината, администрации Правобережного района, депутатов городского Собрания, а также магнитогорского отделения партии «Единая Россия».
Попечители и давние друзья ДКГ и сами подчас становятся инициаторами очередных творческих проектов. Как было это, например, с недавней выставкой-акцией «Помним имя твое, солдат», экспозицию, в которой представлено почти 180 портретов ветеранов Великой Отечественной. Авторами их стали школьники Магнитки и прилежащих районов. Причем большинство работ выполнялось юными художниками с натуры, а не по фотографиям из семейных архивов. Сама же идея проведения такой выставки была предложена руководителем исполкома местного отделения «Единой России» Владимиром Киржацких. Так что творчество – занятие не только увлекательное, но и заразительное…
И наконец, хочу привести еще одну цитату из сказанного магнитогорским педагогам Александром Мелик-Пашаевым в дни проведения конференции: «Обычно мне говорят: да, учителя – люди хорошие, но им нужно что-то простенькое – то, что можно использовать завтра на уроке. У них, дескать, жизнь трудная – они не заинтересованы в ваших ученостях. Но я в это не верю. Здесь я увидел, как учителей больше всего интересовали духовно-философские и психологические основы их работы. А тот, кто основу понимает, тому есть на чем строить. Кто конечную цель видит, тот не заблудится». И с этим, согласитесь, спорить совсем не хочется…