По письмам, звонкам читателей выходит, что "водомерная" тема продолжает волновать горожан.
И это - несмотря на то, что администрация города сделала попытку как бы приглушить общегородской скандал, вызванный неуклюжим решением ее же чиновников взимать недостачу воды с тех потребителей, кто установил ради экономии воды и своих денег индивидуальные приборы учета. Решение отменено, пообещали сделать перерасчет потребителям, которые поторопились оплатить неправедно насчитанные им кубометры, "с водомерами" никого больше не нервировать, а разницу в показаниях восполнять муниципальным предприятиям.
Сказка, да и только. Но ни Водоканал, ни Теплофикация никогда просто так со своими деньгами не расстанутся - это мнение многих горожан, скептически воспринявших указание мэра. Видимо, предполагалось, что поставщики горячей и холодной воды в наши квартиры дружно кинутся искать потери в сетях. Намерения очень даже благие. Скорее всего, считает один из читателей "ММ" Федор Сергеевич, "под потери" будут сделаны очередные корректировки к тарифам, что означает опять-таки оплату "потерянной" воды потребителями. А вот что думает по этому поводу ветеран Магнитки, участник войны Николай Черкасов:
"Дело не в утечках, а в разнице показаний общедомового и квартирных приборов учета. И она будет всегда, поскольку водомеры имеют различную погрешность в показаниях, это - технические потери, и к ним потребители не имеют никакого отношения. Показания с общего водомера и с квартирных производится в различное время, что тоже приводит к разнице, которую чиновники попытались списывать на жильцов, установивших водомеры. Еще один источник "потерь": чтобы, к примеру, заменить прокладку в вентиле, перекрывающем воду в квартире, надо отключить весь стояк. Но очень часто вентиль стояка в подвале "не держит", и слесарь вынужден перекрывать общую задвижку на дом, а воду сливает в канализацию. Но общий-то водомер эту воду уже просчитал! И невозможно поверить в расхожую версию коммунальщиков, что неучтенная вода уходит из дырявых труб и неисправной запорной арматуры в подвалах в землю. Было бы так, в подвалах стояло бы болото, да и дома бы давно подмыло. Безусловно, проблемы с потерями воды, в том числе и во внешних сетях, есть. Но их нужно решать не за счет жильцов, а в масштабах города, может, и области. Я проработал в системе ЖКХ около 50 лет, но такого беспредела не видел. Вспоминаю Н. Цыкунова, который всю ответственность возлагал на домоуправляющих. А сейчас что? Кого ни спроси, говорят: это - не мое дело. Вот горожане и возмущаются работой ЖКХ".
А вот Таисия Рачилина посмотрела на проблему расхода воды с другой стороны. Она подвергла сомнению установленную социальную норму девять кубометров на человека. Потому что в месяц расход воды у тех, кто установил водомеры, находится в пределах полутора-двух кубов. И сделала вывод, что не может быть такой разницы, такой многократной экономии. Следовательно, норма в девять кубов явно завышена. И это обстоятельство подвигло людей устанавливать водомеры. В конечном счете, во-первых, остался в прогаре Водоканал, во-вторых, привело к скандалу, связанному с так называемыми утечками. И следует проверять на предмет этих утечек, правильности показаний водомеров и воровства воды не жителей, а проверить фактическую подачу воды городу - может, столько воды городу и не поставляют. И если снизить норму потребления на человека до трех, к примеру, кубов, то платить будут все, и никаких водомеров не нужно будет. А с такой грабительской нормой людей просто заставили ставить водомеры. Причем довольно несовершенные, ненадежные, с большими погрешностями. К примеру она у соседки довольно примитивным путем попробовала проверить точность показаний водомера: cлила в емкость 15 литров, а прибор показал 25.
В ответ на "историческое" решение главы города поставщики воды в виде недавно созданной компании "Энергосбыт" предприняли было демарш, предъявив фактически ультиматум примерно 80 тысячам владельцев водомеров. Дескать, срок их гарантированной службы истек, если до такого-то числа, фактически за месяц-полтора, не произведете поверку приборов учета в центре стандартизации и метрологии, будете платить за воду по установленным нормам, с человека. Но скоро оказалось, что "Энергосбыт", мягко говоря, погорячился - не согласовал свои намерения с поверяющей организацией, у которой проводить подобную масштабную работу нет возможностей. Что дальше? Возможно, он и начнет игнорировать показания приборов жильцов, которым "Энергосбыт" прислал "черную метку", и начнет начислять "с человека" по социальным нормам. И уже предлагают не поверять приборы учета, а приобретать и устанавливать новые: дескать, все равно очень много приборов поверку не проходят, а разница в стоимости новых приборов и стоимости поверочных работ очень небольшая. Словом, водомеры "осели" в тупике.
Вот что рассказала директор центра стандартизации и метрологии Людмила Покрамович:
- У нас очень ограниченные возможности поверки квартирных водомеров - всего две передвижных установки, в день мы можем поверять только до 12 приборов, да и работаем не каждый день. Прием заявок приостановлен до августа, что вызвано и их большим количеством, и летними отключениями воды, и отпусками сотрудников. К тому же на практике мы выяснили, что и мобильные установки имеют погрешности, лучше поверять водомеры у нас на стационарной установке. Для этого владелец приборов должен их снять и предоставить в центр, а вместо водомеров с помощью слесаря-сантехника установить временные переходники. Во многих городах наши коллеги уже отказались от поверки водомеров на месте их установки, видимо, и мы станем ездить по заявкам меньше. При поверке в среднем бракуют около 20 процентов приборов. И мы советуем тем, чьи приборы уже явно давали сбои или имеют, скажем, два поверочных срока, сразу приобретать новые. А поверочные сроки у различных приборов колеблются в пределах от трех до шести лет - зависят от изготовителя, типа прибора, его работы на холодной или горячей воде.
По большому счету, за своевременностью поверки водомеров обязан следить его хозяин. Он установил приборы по собственной инициативе. В паспорте каждого из них указана периодичность поверок. К тому же, многие приборы, которые мы бракуем, показывают большее количество воды, чем прошло через водомер. Так что поверка - в интересах владельца водомеров.
Добавлю: и в интересах управляющих компаний, что, по крайней мере, должно быть. Ведь это они принимают воду от снабжающих организаций по общедомовым водомерам, которая затем распределяется по квартирам. Так почему бы бывшим ЖЭУ, ЖРЭУ и так далее не приобрести поверочные приборы, обучить и аккредитовать людей, что вполне допустимо? Правда, для этого нужно быть рачительным хозяином, чьи интересы не расходятся с интересами людей, доверивших управляющей компании свое общее имущество и комфортность жития.
Прослеживается явная цепочка: в ответ на установление непомерной нормы расхода воды люди стали устанавливать в квартирах приборы индивидуального учета. Хотя даже пять-шесть лет назад это удовольствие было не из дешевых. И вот выяснилось, что приборы довольно несовершенные, "врут" и в ту, и в другую сторону. К тому же они недолговечные. В-третьих, даже с использованием фильтров они повреждаются различными взвесями, грязью, находящейся в воде - особенно при включениях-отключениях. Обычно этой ржавчины идет из кранов больше на нижних этажах, и практика показывает, что чем выше квартира, где установлены водомеры, тем они служат дольше. Словом, проблем масса. Но мы сделали выбор. И думается, будем водомеры поверять, хотя это и стоит недешево - 270 рублей за прибор. И будем приобретать и устанавливать новые, поскольку на фоне существующей грабительской "социальной" нормы это все равно выгодно. И справедливо. Поскольку приборы индивидуального учета позволяют оплачивать только ту воду, что мы расходуем, а не те кубометры, что определены "с потолка" с компенсацией действительных утечек и потерь, "нарисованные" в чиновничьих кабинетах.