Завершилась первая четверть учебного года, и многие первоклассники уже сделали выводы о нелёгкой доле учащегося. Да и родителям оказалось непросто - некоторые даже решили отложить знакомство со школой на следующий год.
О чём думает воробей?
- Дочь честно отходила в школу одну неделю, - рассказывает одна из мам. - И я поняла, что надо бросать работу или школу. А когда, простите, работать, если с утра до ночи "при деле", а вернее - при ребёнке? Это классно, но только декретный отпуск на первый класс не предоставляют…
Другая мама, пообщавшись с первой учительницей ребенка, решила дать ему и себе "ещё двенадцать месяцев счастливой жизни". "Изначально готовилась, - пишет она, - Потом на собрании услышала, что дети должны уметь бегло читать. А ежели кто не умеет, то (с неудовольствием) читать их будет учить она. Что с детьми надо "вместе учиться" первые три класса. Что ей нужны такие родители, которые готовы посвятить себя школьной деятельности и вложиться в будущий успех ребенка. Для этого буквально высидеть начальную школу".
Мама пояснила, что после рабочего дня ей необходимо приготовить еду, навести порядок в доме. Да и отдохнуть хочется, а не писать школьные сочинения и не делать проекты "Народная кукла" и "Хлеб" в специальной программе с распечаткой и ламинированием. Кстати, удивляется, как должна поддерживать ребенка работница, к примеру, комбината, магазина или другого предприятия, незнакомая с программами верстки презентаций.
Весьма часто утро многих взрослых начинается с того, что они делятся воспоминаниями о вчерашнем вечере. Об уроках, которые делали с детьми до ночи. О сочинениях со странными темами: "О чём думает воробей?", "Мир глазами кузнечика". Многие родители от заданий впадают в ступор. И рады бы помочь детям, но не могут, не творческие у них профессии, не писательские.
"Разработчики учебника пытались стимулировать творческое воображение ребенка. И его родителя", - предполагает мама-психолог. И задаётся вопросом, что такое программа в школе. На кого она рассчитана? Тестируются ли материалы, упражнения, задания, форма подачи на экспериментальных группах учащихся, прежде чем внедряются в повседневную практику? Изучается ли мнение родителей? Может быть, кто-то опрашивает педагогов? Или программу создают люди, которые видели детей только в ходе проведения диссертационных исследований? "И вот диссертация готова, она опирается на базовые принципы функционирования психики ребенка - на идеальную психику, которая описана в учебниках. И не учитывает особенности реального ребенка. Так кому нужны такие программы, к которым мы готовимся за 2-3 года до школы, осваиваем подготовительные упражнения в старшем звене детского сада и в подготовительных гимназиях? А потом по новой "совместно терзаем" учебники первого класса?"
Есть родители, которые не знают такой проблемы - делать уроки за ребёнка. "К своему стыду или, наоборот, с гордостью могу заявить, что даже не назову, по какой программе учили моего сына в начальной школе, - пишет одна из таких мам. - Ни разу с ним уроки не делала. Я наслушалась историй от многих мам, которые делают за детей презентации на компьютере и пишут рефераты! Решила, что я больше учиться не хочу и сразу приучила своё чадо к самостоятельности в учебе. Сейчас он в лицее учится. Могу сказать, что в цепочке ребенок-учитель-учёба-школа родители точно лишние. Вполне достаточно направить и поддержать, а учатся пусть сами!"
Главное - желание…
Родители готовы обсуждать часами и подготовительные курсы для поступления в школу. В детских садах им зачастую говорят, что курсы не нужны, программа обучения в дошкольном учреждении рассчитана на подготовку ребенка к школе. Вот и главный специалист отдела организации общего школьного образования города Елена Драпеко подтвердила, что в детских садах действительно учат всему, что нужно, а курсы - это дополнительные услуги. Увы, попасть во многие учебные заведение, особенно престижные, не заплатив за курсы, сложно.
Многие родители удивятся, но в первом классе к ребенку должны предъявлять минимум требований. Елена Драпеко рассказала, что главное в первом классе - иметь желание учиться и дорасти до шести с половиной лет к началу сентября.
- Первоклассник должен быть готов общаться, слушать, выполнять определенные указания учителя, - добавила Елена Владимировна. - Должен быть приучен к навыкам самообслуживания. Требований уметь считать, читать не существует. И категорически запрещены тестирования, собеседования. Все руководители строго об этом предупреждены. Ребенок должен достигнуть нужного возраста и прийти с родителями, чтобы подать заявление. И всё.
Главный специалист управления образования Магнитогорска отметила, что бывают случаи, когда родители хотят отдать детей в первый класс пораньше, до шести с половиной лет. Такое возможно, но в этом возрасте ребёнок ещё не готов сидеть по четыре часа на уроках. К декабрю, как пояснила Елена Драпеко, такие дети обычно устают физически и интеллектуально. И нередко родителям приходится забирать своих ещё очень маленьких первоклассников из школы. "Если вам кажется, что ваш ребёнок не по годам развит, то развивайте его с помощью дополнительных программ обучения, - советует Елена Владимировна. - Это будет щадящий режим. Учитывайте физиологические особенности".
Престиж или деньги?
Впрочем, такое желание у родителей появляется не так уж часто. В большинстве случаев папы и мамы всё-таки думают о том, как создать более комфортные условия для своих детей. Некоторые, не желая мучить себя и ребёнка, идут в частные школы. В Магнитогорске их четыре. И в этом году в них учатся 24 первоклассника.
В частных школах нужно платить порядка девяти тысяч руб-лей в месяц, но зато классы небольшие, от пяти до 12 человек. Есть классы и с меньшим количеством первоклассников. Атмосфера здесь доброжелательная. Тех, кто что-то не умеет, обучают, учитывая это. Собственно, в частных школах вообще принято обращать внимание на индивидуальные особенности детей. Вдобавок, ребёнок находится в учебном учреждении с утра до вечера. Иногда не только учится, кушает, делает домашнее задание, но ещё и спит - если позволяет профиль организации. "Домой идёт довольный и счастливый, без тетрадок и учебников. Портфели у нас стоят в классе, - пишет ещё одна мама. - Никакого аттракциона "Убей своего ребёнка!" дома быть просто не может. Школа вообще не зона конфликта и препирательств. До сих пор вспоминаю начальную школу дочери с радостью! Никаких стрессов, ссор, негатива. Море приятных воспоминаний и отличные знания! А всем, кто считает, что частная школа - это плохо, хочу сказать: для младшего школьника класс из 10-12 человек - это очень комфортно! Всем детям педагог уделяет внимание и время каждый день, здесь не знают такого понятия, как "меня не спросят". Поэтому уровень знаний после начальной школы - высочайший! Мы легко поступили в лицей и учились там только на "отлично".
Как правило, в престижных муниципальных школах больше требований к учащимся и родителям. Моя коллега Рита Давлетшина рассказала, что посещает с сыном подготовишку одной из таких школ. "И уже сейчас почти уверена, что учиться туда не пойдём, - говорит. - Ибо десятичные дроби в начальной школе - это нечто. Правда, есть одно но: вдруг ребёнку самому понравится. Словом, пока сын ходит в подготовишку очень престижной школы, я судорожно выбираю: либо самая обычная школа и, в случае необходимости, дополнительная подготовка с репетиторами в четвёртом классе, чтобы после начального звена поступить в нормальную школу, либо частная".
Некоторые мамы задумываются о начальной образовательной школе - НОШ. Таких в городе всего две. Они муниципальные. В первой учится 32 человека, во второй - в двух классах - 64. Судя по количеству, учебные заведения весьма востребованны, но попасть туда не так просто.
В ходе небольшого опроса выяснилось, что наиболее привлекательный из престижных учебных заведений - академический лицей. И образование там отличное, как говорят родители, и нет пафоса, убивающего желание учиться или общаться с педагогами. Только вот начальной школы в этом лицее, увы, нет.
Нормативные нагрузки
В этом году во всех школах Магнитогорска учатся 5517 первоклассников - пять дней в неделю и только в первую смену. По крайней мере, так должно быть. Также закон регламентирует ступенчатый режим обучения. Это означает, что с сентября по октябрь у них должно быть по три получасовых урока, в ноябре - по четыре урока такой же длительности. Во втором полугодии - по четыре урока, каждый из которых должен идти уже
40 минут. Читатели "ММ" рассказывают, что в некоторых школах эти требования строго выдерживают, а в расписании других у первых классов уже по восемь уроков.
Главный специалист отдела организации общего образования города Елена Драпеко пояснила, что свыше нормы добавляются занятия во внеурочной форме. Причём бесплатные. Впрочем, бывают ещё дополнительные образовательные услуги, которые предоставляют учреждения. Родители могут их при желании оплатить. Эти услуги изначально прописываются в договоре. И если этот пункт папам или мамам не нравится, то можно пойти в простую школу, не отдавая ребёнка в лицей, претендующий на повышенный уровень знаний.
Ещё для информации - домашние задания в первых классах задавать не должны. Или такая практика должна вводиться только по согласованию с родителями.