Актерские страхи - они какие-то особенные или такие же, как у всех? Какой страшный сон вот уже много лет мучает Ирину Апексимову? Почему Даниил Спиваковский боится высоты, а Лидия Вележева нелетной погоды? Кто избил Ирину Медведеву прямо во время спектакля и правда ли что актерская профессия является одной из самых опасных?
Оказывается, самым распространенным актерским страхом является "белый лист", когда начисто забываются слова пьесы прямо на сцене. Зачастую, артист не может вспомнить название самого спектакля, в котором он играет. А еще бывает боязнь зрителя, а особенно - его неадекватного поведения. Или страх очутиться в аэропорту другого города в день спектакля, особенно когда задерживается или откладывается рейс. Напугать может и ввод нового партнера, причем - в день спектакля. Но случаются и забавные случаи. Например, актера могут не на шутку напугать сбои в фонограмме, как это случилось с Татьяной Догилевой:
- Меня позвали в хороший спектакль "Госпиталь Мулен-Руж" режиссера Виктора Шамирова. Невероятно талантливого и такого же "чумного". Мы репетировали, а он все хотел чего-то необычного. В результате, фонограмму спектакля мы услышали за 15 минут до премьеры. А фонограмма там очень важна. Все происходит в госпитале в 1914 году, во время войны, во Франции. Раньше Шамиров все озвучивал нам сам. Звук летящего самолета, свист бомб. И нам дают фонограмму, которую режиссер сам и записал. Началась премьера. Все несыгранные. И актерские страхи, которые есть, которые снятся, у нас и случились. Мы называли партнеров другими именами. Тупо смотрим друг на друга и не знаем, поправляться нам или нет, чтобы все еще больше не запутать… Но апофеозом была бомбежка. Мы должны были услышать звук приближающегося немецкого самолета. А его нет! И Люся Артемьева говорит: "По-моему, там какой-то звук!" И мы все ходим и говорим: "Да-да, какой-то звук". И Артемьева добавляет: "По-моему, ничего страшного, но давайте все-таки спрячемся под стол!" И мы при полной тишине, четыре взрослых женщины, лезем под стол. И только тогда раздался звук. Но до бомбежки так и не дошло.
У актера Валерия Гаркалина со звуком было все в порядке. Зато все не очень получилось со зрительским восприятием пьесы:
Валерий Гаркалин:
- Наш курс показывал в Доме актера феерию "Алые паруса". Так получилось, что все мужские роли играл я. А Ассоль - девочки курса. Такое было режиссерское решение: в сердце каждой девочки живет Ассоль. И одна моя сокурсница пригласила на спектакль двух своих тетушек. Странных таких. Они сидели в зале и улыбались. Закончился спектакль. Они зашли за кулисы: "Мы потрясены! Но вот только одно замечание. Можно?" "Конечно!" "Вот Петю мы видели, а Гаврика - нет…" Оказывается, они упорно смотрели "Белеет парус одинокий" Валентина Катаева.
А Эвклид Кюрдзидис припомнил историю, когда эти самые зрители, вернее - зрительница спектакль чуть было не сорвала. И чтобы спасти положение, другому артисту - Марату Башарову пришлось применить чудеса изобретательности.
Эвклид Кюрдзидис:
- Мы играем спектакль Ladies night уже 11 год. И где-то на седьмом году приехали в Санкт-Петербург. Успешно сыграли первый акт, зрители довольны, смеются. А второй акт начинается с того, что у нас затемнение, потом включается свет. И публика видит четверых актеров: Вячеслава Разбегаева, Марата Башарова, меня и Гошу Куценко. И вдруг из середины зала подходит женщина со словами: "Как вам не стыдно?" Эта секунда превращается в вечность. А зритель не может понять, что происходит. Но женщина продолжает: "Гоша, Эвклид, Марат, я вас так любила как актеров. Как вам не стыдно?" И мы понимаем, что дальше спектакль играть невозможно. В таких случаях надо просто закрывать занавес. Но в той пьесе его просто нет! А персонаж Марата в течение всего спектакля обращается к маме, спрашивая у нее совета, ведя с ней диалоги. И Марат понимает, что надо спасать ситуацию и говорит женщине: "Мама, иди домой. Не позорь меня!" И зал взорвался аплодисментами. Я понимаю, что зрительница пришла на классический спектакль, а тут - комедия на грани фола…
А еще зрители узнают, как режиссер Алексей Герман по просьбе Георгия Товстоногова и при помощи друга и нескольких бутылок водки изображал крик… сурка; где Владимир Долинский обсуждал с Гитлером судьбу известного ясновидящего; почему Елена Валюшкина после несчастного случая, произошедшего с ней в Риге, попала на страницы всех местных газет; как Валерий Гаркалин исполнил заглавную песню в спектакле на "албанском" языке; почему Сергей Шустицкий боится утратить чувство страха… Кроме того, по традиции, в программе прозвучит много песен в исполнении как самих популярных артистов, так и их учеников.
В программе принимают участие: Татьяна Догилева, Ирина Апексимова, Лидия Вележева, Михаил Полицеймако, Даниил Спиваковский, Валерий Гаркалин, Эвклид Кюрдзидис и другие.