Особого смеха она не вызвала, а вот критики было много, причем адресованной не только фильму и режиссеру, но и эмигрантам и эмиграции…
Егор Москвитин, критик сайта "Газета.ru", желая похвалить немецкое кино про хороших русских парней, сказал: "Здесь нет ни развесистой клюквы, ни агрессии, ни стереотипов, ни высокомерия, ни напряжения". И, по-моему, добавив парочку-тройку еще каких-нибудь "нет" и "ни", можно было бы поставить точку. На такие фильмы длинные рецензии не пишутся. На какие такие?
Не знаю, почему вспомнились "Три сестры". Может, потому что тут три брата почти… В общем, есть у Чехова такой диалог:
Маша. Трам-там-там...
Вершинин. Трам-там...
Маша. Тра-ра-ра?
Вершинин. Тра-та-та. (Смеется.)
Входит Федотик.
Федотик (танцует). Погорел, погорел! Весь дочиста!
Смех.
Ирина. Что ж за шутки. Все сгорело?
Федотик (смеется). Все дочиста. Ничего не осталось. И гитара сгорела, и фотография сгорела, и все мои письма... И хотел подарить вам записную книжечку - тоже сгорела.
"Я нормально супер гуд" для меня - это легонькое "трам-там-там" с опереточными присядками и ухмылками (есть в оперетте присядки?), исполненное на обломках прошлого, смех и шутки оттого что все сгорело. Возможно, кому-то от подобных комедий чертовски хочется жить. А мне вот чертовски хочется плюнуть.
Чехов, когда написал "Трех сестер", уверял друзей, что сочинил водевиль. Уверена почему-то, что режиссер, снимая свои "трам-там-там" - сцены, расписывая "тра-ра-ра"-диалоги, думал, что говорит с нами о чем-то серьезном, сентиментально возвышенном, небудничном, погружая в пространство радости просто так, уводя на благолепную территорию счастливых свободных нищих. Но все это как бы, как бы…
Некоторые противятся, когда начинаешь искать в комедиях глубины. Мол, жанр такой - в легкость бытия уводящий. А для меня настоящие комедии всегда с привкусом грусти (чеховской, например), с привкусом коэновского, алленовского и кустуричного знания о невыносимой легкости бытия. Когда они (Аллен, Кустурица, Коэны и даже Тарантино), как доктор Чехов, дарят нам свои "трам-там-там", незначительность и нелепость как бы ничего не значащих диалогов, историй, событий с лихвой окупаются "подводным течением" сложных мыслей и настроений, сложных уже тем, что спрятаны они, а не поданы на открытой ладошке и не подписаны, где какое, какая.
Что бы я хотела поймать в фильме, уловить, взять с собой и чего не встретила? Чувство, когда человек оглядывается на самое личное, что есть у него, на свое прошлое, и видит там и радости весны, и обломки теряемых иллюзий, и еще выше - надо всем этим - неколебимую веру в будущее, которой, наверное, без веры в прошлое (а не его слащавого смакованья) не бывает.
Нет ничего грустнее искусства, не задевающего особо сильно за живое, это как напевание, а не пение. Трам-там-там… Тра-та-та. Трам-там.
Киноклуб P.S. Ближайшие премьеры:
27 марта - "Ренуар. Последняя любовь", реж. Жиль Бурдо (Франция). Мелодрама
3 апреля - Эксперимент "Повиновение", реж. Крэйг Зобель (США). Триллер, драма, криминал
10 апреля - "Мастер", реж. Пол Томас Андерсон (США). Драма
17 апреля - "Kinematic shorts 2012", Проект короткометражного кино и анимации
24 апреля - "Охота", реж. Томас Винтерберг (Дания). Драма
Киноклуб "P.S." ВКонтакте: