Не припомню, чтобы на открытии экспозиции было столь многолюдно. Безусловно, установлен рекорд по числу гостей ретроспективной выставки «Худграф» (6+). Залы галереи стали местом встречи поколений, прошедших высшую школу мастерства факультета: выпускники прошлых лет и нынешние их преемники, студенты института строительства и архитектуры МГТУ, преподаватели университета и педагоги творческих профильных школ, свободные художники.
Галерею украсили более 300 произведений худграфовцев: дипломные работы из методических фондов бывших кафедр рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства, творения преподавателей и произведения, созданные выпускниками после окончания вуза, прибывшие на юбилейную экспозицию из разных уголков страны и зарубежья. Юбилейная выставка стала демонстрацией широкого диапазона деятельности факультета, представленной в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Собрание работ, приуроченное к 55-летию худграфа, стало апофеозом, гимном факультету, взрастившему плеяду творческих личностей. Казалось бы, чем примечателен был худграф, выпускавший, как и полагается педагогическому вузу, учителей изобразительного искусства, черчения и труда? Но студенты других факультетов, взять хотя бы «Русского языка и литературы», диплом которого имею, благоговели перед худграфовцами, не сомневаясь, что касту избранных сверстников учат исключительно на художников. Они были из другого мира, спаянного творчеством, вдохновением, погружённостью в мир искусства. Подтверждением личных ощущений стали слова выпускницы худграфа, члена правления Магнитогорского отделения Союза художников России Марины Ищенко, опубликованные в проспекте выставки:
– Мы были любимыми детьми! Нами гордился декан, наш факультет любил ректор. Мы это чувствовали и с тайной гордостью носили свои этюдники. И, конечно, очень старались не подвести, не уронить набранную предыдущими курсами высоту. Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю, что невозможно было не любить молодых, красивых, весёлых, открытых всему новому и интересному, как на подбор талантливых во всём детей. Но, несмотря на то, что нас любили, спрашивали с нас по «гамбургскому счёту». Преодолев трудности первых курсов, мы расправляли крылья в творческих мастерских, выбирая по себе и мастера, и учителя. Любовь и красота изначально царили на факультете, мы впитывали их во время каждодневного труда, чтобы потом транслировать в мир.
История альма-матер
Факультет, родившийся в 1966 году, размещался в двух аудиториях пединститута, который тогда находился на левом берегу. Первыми студентами были люди, осуществившие мечту о художественном образовании. Поначалу худграф относился к факультету начальных классов, где изобразительное искусство преподавала Лидия Выходцева, курировавшая студентов и выполнявшая функции декана. Через три года отделение официально получило название и стало самостоятельным факультетом, в задачи которого входила подготовка учителей изо, черчения и труда.
Костяком факультета стали приглашённые в Магнитку педагоги и выпускники Нижнетагильского худграфа: Борис Гагарин, Леонид Поскрёбышев, супруги Альбина и Виктор Портновы. Факультет возглавил их земляк Юрий Найда. Они сформировали коллектив единомышленников, продвигавших новую концепцию системы преподавания, успешность которой подтвердили великолепные результаты выпускников.
Становление факультета пришлось на время ректорства Василия Патрушева. В эти годы проектировался студенческий городок с главным учебным и спортивным корпусами, общежитиями, столовой, загородными базами отдыха для студентов и преподавателей. Строили всем миром: сотрудники, преподаватели, студенты. Юноши были не только подсобными рабочими, но и каменщиками, плотниками, малярами, штукатурами, дизайнерами, от которых зависел художественно-эстетический вид интерьера и экстерьера зданий.
Под руководством Александра Аверина на фасаде института появилось многометровое сграффито, Константин Черепанов со студентами создал в читальном зале монументальную настенную роспись. Окна коридоров украшали цветные витражи, работами руководил Рашит Сафиулин. Огромный занавес для сцены актового зала кроили и шили студентки худграфа под началом Риммы Гильман.
– Гордостью факультета стала огромная настенная роспись в главном холле здания Министерства просвещения РСФСР, выполненная под руководством педагога Александра Куликова, – подчеркнул на открытии юбилейной выставки Борис Гагарин – заслуженный работник культуры РСФСР, профессор кафедры живописи с 1967 по 2013 год. – В Москве было два худграфа, родственные факультеты работали в Орле, Смоленске, Курске, а утвердили эскизы, которые я привёз. Ребята, создававшие роспись, прошли хорошую школу. Денег не получили, но, слава богу, их кормили. А сколько в те годы было оформлено детских садов, школ, училищ, музеев, вузов, санаториев! Каждый год художественные работы выполняли на двух-трёх объектах. К началу нового века на факультете преподавали более двадцати кандидатов наук, два доктора наук, профессора, многие из которых были членами Союза художников России.
Плеяда мастеров
Сотни выпускников худграфа стали творческими наставниками в магнитогорских, областных школах искусств, в высших учебных заведениях страны. В творческой среде факультета сформировались такие руководители как бывший директор «ТВ-ИН» Валерий Намятов, директор картинной галереи Юлия Кривошапко, директор центра национальных культур в городе Лангепасе Виктор Рябовол. Художественное училище в Новосибирске возглавляет Нина Ягодина. Факультет гордится Ниной Лохтачёвой, Рашитом Сафиулиным, Василием Чекашовым, Юрием Руденко, которым присвоено звание заслуженных художников РСФСР. С особой теплотой горожане вспоминают Геннадия Плахова, худграфовца первого выпуска, вечным памятником которому стали его скульптуры, украсившие парки и скверы Магнитки.
Марина Ищенко уверена, что без основополагающей, царящей на факультете идеи любви не появились бы творческие откровения, среди которых фигура огромного мамонта работы заслуженного художника России Юрия Руденко. Древний слон, усыпанный металлоломом – шестерёнками, клепками, болтами, стал символом Магадана. Без этого светлого чувства не было бы работы выпускника худграфа Александра Буганина «Дама с совиными перьями», которая признана картиной столетия. Изыскательские работы докторов наук Михаила Абрамзона и Ирека Атнагулова тоже уходят корнями в юность, согретую мудрой любовью наставников. Привержена идеалам факультета Ирина Клейман, которая на протяжении двух десятков лет передаёт мастерство и знания школьникам Иерусалима. А творческая увлечённость, выпестованная на худграфе, позволила Ирине Ахмедьяновой завершить 10-летний труд – новый перевод Корана.
Старший преподаватель кафедры архитектуры и изобразительного искусства института строительства и архитектуры МГТУ Юлия Савостьянова рассказала об организации юбилейной выставки:
– Идея возникла два года назад. Осознавая масштабность проекта, многие не верили в его осуществление. Когда колесо закрутилось, стала собираться команда людей, организаторов выставки, от лица которых хотелось бы поблагодарить всех, кто поддержал и помог осуществить грандиозную задумку. «Худграф» стал кодовым словом, открывавшим души и сердца выпускников. Многие поддержали финансово: деньги на проект поступали из Германии, Франции, Магадана, Лангепаса, других городов страны и зарубежья. Средства пошли на организацию выставки, издание каталога, буклета. Благодарим педагогов МГТУ, полгода отбиравших работы для экспозиции, всех, кто работал над дизайном, афишей, коллажем, календарями.
Невозможно перечислить людей, чей бескорыстный труд позволил создать творческую летопись знаменитого факультета, выпускники которого украсили мир светлыми творениями подлинного искусства. «Но в прагматичное время город не уберёг своё талантливое, романтичное и нежное «дитя», – такими словами завершает статью в буклете выставки Марина Ищенко, выразив настроение не только художественной интеллигенции Магнитки, но и большинства горожан.