Шестнадцать лет назад художественным руководителем Магнитогорского театра оперы и балета был Ренат Жиганшин – известнейший в России дирижёр, теперь он приезжает в наш город почётным гостем и участником «Вива, опера!» Оценив потенциал театра, Ренат Рифатович и сказал директору театра Илье Кожевникову: каждый уважающий себя театр имеет собственный фестиваль – так появился «Вива, опера!» Причём не абы какой, а сразу – международный, поскольку помощь в его организации Магнитке оказала бывшая наша землячка, ныне известная в Италии певица, жена дирижёра Раффаэле Масколо Елена Баканова.
– Поскольку дополнительного финансирования в самом начале не имели, бюджет фестиваля составлял 150 тысяч рублей – на всё, от прилёта артистов до их проживания и гонораров, – улыбается, вспоминая, Илья Кожевников. – Даже для тех времён сумма была мизерной, и мы стали договариваться с предприятиями о возможной помощи – в частности, «Челябэнерго» любезно предоставило нам свои гостиничные номера: некоторые вполне комфортные, а некоторые похожи на комнаты в общежитии. Помню, как Жан Лука Пазолини, зайдя в один из таких, долго озирался, не понимая, куда он попал (смеётся). Представьте себе: всемирно известный тенор, солист Ла Скала – и комната общежития. Пришлось «брать» гостеприимством.
Те годы итальянцы до сих пор вспоминают с трепетом: как артистов потчевали пельменями – не покупными, а самыми что ни на есть руколепными, как устраивали им вечера русской кухни, балуя гостей разносолами, блинами и прочими изысками, как возили по гостям и красивейшим окрестностям Магнитогорска… Но главное, в театре в те дни стояла такая тёплая творческая атмосфера, что она с лихвой перекрыла бытовые неудобства только что родившегося фестиваля – недаром тот же Жан Лука Пазолини с большим удовольствием приезжал потом в Магнитку и второй, и третий раз. Впрочем, это был уже совсем другой «Вива, опера!»
Вскоре, набравшись опыта, фестиваль получил и финансовую поддержку – от городской администрации, а после, войдя в календарь культурных мероприятий Челябинской области, приобрёл, кроме поддержки управления культуры администрации Магнитогорска, патронаж областного минкультуры. Более того, «Вива, опера!» организовала собственный отборочный тур на право иностранных певцов участвовать в фестивале. Проводился он в Италии и пользовался большим спросом среди молодых исполнителей – словом, вышел на общепринятый европейский уровень проведения мероприятий в сфере классической музыки. В Магнитогорск, кроме итальянцев, поехали певцы из Франции, Германии, Китая и других – всего на сцене театра оперы и балета в рамках «Вива, опера!» побывали певцы из 14 стран мира.
– Сегодня с улыбкой вспоминаются некоторые казусные моменты, – рассказывает Илья Сергеевич. – Как иностранные гости с непривычки простужались, а мы их лечили… Или один итальянец не мог есть русскую кухню, долго подбирали ему рацион, он страдал и наконец попросил нас: просто пасту. Привезли ему пачку итальянских макарон, сварили прямо в буфете, полили оливковым маслом и он, счастливый, два дня ходил везде с этой кастрюлькой (смеётся). Ещё один итальянец не отсыпался, как обычно все после почти суточного перелёта из Европы в Магнитогорск, а утром попросил организовать ему занятия в спортивном зале. Более того, на следующий день попросил отвезти его в знаменитые Уральские горы – поехали в горнолыжный центр «Банное», поднялись на фуникулёре. Полюбовавшись окрестностями, певец надевает какие-то непромокаемые штанишки и заявил: обратно спущусь бегом. Дождь, скользко – но на отговоры не поддался. Спускаемся на фуникулёре – а он уже встречает нас внизу. Ещё запомнился певец из Бельгии, обожающий русское искусство – на гала-концерте он пел сцену из «Бориса Годунова» Мусоргского на русском языке. Словом, со всеми артистами у нас по сей день добрые отношения, а у них – самые светлые воспоминания о нашем городе и нашем фестивале. Более того, уверен, что именно культура в конечном итоге восстановит все международные отношения в мире.
К сожалению, сегодня приглашение солистов из Европы невозможно, но международный статус в Магнитогорске «отработает» полюбившийся публике по прошлому «Вива, опера!» Энхбат Тувшинжаргал – монгольский певец с дипломом Санкт-Петербургской консерватории сейчас является солистом Пермского театра оперы и балета, в рамках «Вива, опера-2022» он выступит на гала-концерте. Программа нынешнего фестиваля сравнительно невелика: два спектакля, обе – оперы Петра Ильича Чайковского, и два гала-концерта: один в ДКМ Орджоникидзе в Магнитогорске, второй – в Челябинске. Там, по словам Ильи Кожевникова, магнитогорский фестиваль любят и очень ждут – в том числе, супруга губернатора Челябинской области Ирина Текслер, посетившая мероприятие в прошлом году.
– Пока после пандемии финансирование фестиваля не позволяет нам претендовать на традиционные четыре высококлассных постановки, а «ронять» уровень не хотелось бы – решили: лучше меньше, да лучше, – говорит Илья Сергеевич. – В год, объявленный президентом страны годом культурного наследия народов России, решили составить репертуар из русского классического оперного искусства.
Итак, 20 апреля зрителей приглашает опера «Евгений Онегин» (12+). Написанная Чайковским специально для студентов Московской консерватории, несколько лет назад она и была исполнена в Магнитогорске солистами этого вуза: дирижёром на фестиваль был приглашён основатель и бывший ректор Магнитогорского государственной консерватории Александр Якупов, работавший тогда в оперной студии столичной консерватории и лучших привез на «Вива, опера!» В этот раз квартет солистов представят молодые, но уже состоявшиеся певцы с европейскими контрактами: партию Татьяны исполнит Елизавета Кулагина из «Геликон-опера», Ольги – солистка Магнитогорского театра оперы и балета Галия Чаванина-Валеева, Евгения Онегина – Пётр Соколов, Ленского – Сергей Абабкин, оба – из «Геликон-опера». За пультом дирижёра – Ренат Жиганшин (Нижний Новгород).
Второй позицией в афише стоит «Пиковая дама». На роль Лизы приглашена Ирина Морева – бывшая наша землячка, сегодня она является солисткой столичной «Новой оперы», и партия в «Пиковой даме» станет её дебютом, причём, на родной сцене. Партия главного героя является одной из сложнейших в мире для теноров, и найти «качественного» Германа довольно сложная задача. Магнитогорск увидит именно такого: из Новосибирского театра оперы и балета к нам приедет Михаил Пирогов. Томского исполнит уже знакомый магнитогорцам екатеринбуржский баритон Валерий Гордеев, Елецкого – любимец местной публики Никита Федотов, дирижёр – Эдуард Нам.
Гала-концерт – он пройдёт 28 апреля – состоит из трёх блоков: в первом прозвучат самые известные арии из русских опер, во втором – произведения, которые магнитогорский слушатель ещё не слышал, для этого были заказаны ноты из библиотеки Большого театра. В третьем блоке публика будет рукоплескать ариям, звучавшим в рамках фестиваля «Вива, опера!» в разные годы – в частности, восстановленная сцена из оперы Мусоргского «Хованщина». Из приглашённых солистов, кроме уже названных Елизаветы Кулагиной, Михаила Пирогова и Энхбата Тувшинжаргала выступят солисты «Новой оперы» Полина Шамаева и «Геликон-оперы» Михаил Гужов – настоящий русский бас, который можно встретить очень редко. Увидит публика и любимых солистов Магнитогорского театра оперы и балета, а также хор, балет и оркестр – в течение вечера только на сцене будут представлены сто музыкантов.