Самый объективный показатель эффективности деятельности учреждения культуры – число посещений зрителями и рост доходов. Оба эти показателя театра оперы и балета по итогам прошлого сезона демонстрируют значительный прирост: средняя заполняемость концертных залов театра составляет более 80 процентов, заработки относительно 2022 года выросли более чем на 50–60 процентов.
– Взятый курс на жанровое разнообразие показал свою эффективность, – говорит директор театра оперы и балета Илья Кожевников. – Если на заре моего руководства театром я не верил в то, что зритель массово пойдёт на наши спектакли и концерты, то теперь моё мнение поменялось кардинально: сегодня в репертуаре театра каждый найдёт для себя интересное наименование, будь то опера или балет, оперетта или мюзикл, классический или эстрадный концерт. Причём, посетив для начала «лёгкий» жанр, человек, как показывает статистика, обязательно приходит к нам вновь – познакомиться с пока неизвестным ему жанром. И в значительной части становится постоянным нашим зрителем.
Своего рода лакмусовой бумажкой стал День металлурга–2023, хэдлайнером которого в «Арене-Металлург» стал спектакль «Горячие сердца» (12+), сделанный театром оперы и балета к 90-летию Магнитогорска. Напомним, это был чисто театральный продукт, созданный для зала театра в чуть более чем 200 зрительских мест. Но руководство комбината именно этот продукт решило представить в «Арене» для семи тысяч зрителей, легко согласившись на дополнительные затраты по усложнению декораций для большой сцены, в частности, монтаж боковых видеоэкранов и их контентное наполнение. «Проба» «Горячих сердец» на широкой неподготовленной аудитории состоялась дважды: для ветеранов предприятия накануне основного торжества и непосредственно в вечер празднования Дня металлурга. И если в восторженном восприятии пожилых людей создатели спектакля были уверены – всё-таки песни, на которых зиждется действо, взяты из времени их юности, то в том, как воспримут исторический мюзикл действующие металлурги, сомнения были. Как показал результат, – совершенно напрасные. Зрители – и молодёжь, и ветераны – восприняли постановку на ура, аплодируя артистам стоя. Более того, восторженные отзывы приходят в театр до сих пор. И именно «Горячие сердца» стали основным наименованием для чествования на юбилейных корпоративных торжествах подразделений комбината.
Вновь театр оперы и балета делает ставку на хореографическое наполнение афиши.
После успешной премьеры балета «Пер Гюнт» (16+) в позапрошлом сезоне перед закрытием сезона прошлого выпущен балет «Дама с камелиями» (16+), который также пользуется большим спросом публики. А если делать ставку на полноценное развитие балета, приходится вновь озвучить: у театра назрела необходимость в новой, более масштабной сцене.
– Город нуждается в новой площадке, пусть и трансформере – концертная и театральная сцена, – говорит Илья Сергеевич. – Время становления, утверждения театра, доказывания нужности его для Магнитогорска закончилось, пришла пора перешагнуть в новый этап развития, который тянет за собой и инфраструктурные изменения. Магнитогорск – это масштаб: один из крупнейших в мире комбинат, редкое явление для не областного города – консерватория, парк Притяжение и задуманные на его территории академия хоккея и современнейший медицинский центр... Всё это направлено на десятки лет вперёд, и музыкальный театр должен соответствовать этим веяниям, в том числе предотвращению оттока из Магнитогорска молодых талантов. Один пример: ежегодно хореографическое училище консерватории выпускает талантливых балетных – и они уезжают в другие города. Не потому, что не нравится Магнитогорск или театр оперы и балета – исключительно из-за желания танцевать классическое балетное наследие: «Лебединое озеро» (12+), «Щелкунчик» (12+) и так далее. В нашем театре 28 «лебедей» я не расставлю даже в три ряда (смеётся). И таланты уезжают в города, совершенно проигрывающие в культурном развитии Магнитогорску, но где есть большая сцена и классический репертуар – и там их носят на руках. Магнитку всегда называли городом металла и музыки, и хотя бы к его 100-летию достойным подарком станет здание нового театра оперы и балета: с большой сценой, более вместительным зрительным залом. К счастью, власти города это понимают и ведут переговоры и с областью, и с федеральным центром. Вообще, я благодарен городу, который поддерживает нас: решены все вопросы с оборудованием, закончена установка новых кресел в большом и малом залах, теперь мест в основном зале 307 вместо 260, это почти на четверть больше. Мы оснащены всем необходимым оборудованием и, по большому счёту, максимум из того, что можно сделать с этим зданием, уже сделано.
Но вернёмся к искусству. Кроме постановки новых спектаклей, театр начал восстанавливать свой старый репертуар.
Перепостановка – нормальная практика для всех храмов музыкального искусства: со временем спектакль, даже самый успешный, приходит к физическому и моральному устареванию и сходит с афиш, чтобы через несколько сезонов вновь предстать перед публикой в новом составе, новыми костюмами и декорациями, чаще всего и в видении нового режиссёра. Другими словами, абсолютно новая постановка. Так происходит и в Магнитогорске.
– Первая топ-десятка мировых оперных наименований, возможных для постановки на сцене нашего театра, у нас в афише представлена – это «Кармен» (18+), «Травиата» (16+), «Пиковая дама» (16+), «Евгений Онегин» (16+), «Севильский цирюльник» (16+), «Алеко» (16+), «Царская невеста» (16+), «Риголетто» (16+), «Иоланта» (16+)… – перечисляет Илья Кожевников. – Ставить вторую, менее популярную, десятку – где гарантия того, что публика пойдёт на неё? А порадовать чем-то новым хочется. И мы восстанавливаем спектакли. Причём если во всём мире это делается после пяти-шести сезонов, у нас – 13–15 лет существования спектаклей. Начали с восстановления «Кармен», в прошлом сезоне была перепоставлена «Травиата», далее, скорее всего, возьмёмся за «Мистера Икс», которому уже 17 лет, и ряд других постановок, требующих обновления.
А премьерой 28-го творческого сезона театра оперы и балета 11 октября станет мюзикл «В джазе только девушки» (16+) популярнейшего российского композитора, чьи спектакли ставят по всей России, Владимира Баскина.
– Очень яркий спектакль, где только костюмов более 250, – рассказывает Илья Сергеевич. – Мюзикл идёт с аншлагами в трёх российских театрах. Владимир Баскин, надо сказать, даже немного обижался на нас: его ставят везде в России, а в Магнитогорске вышла только его «Кошка, которая гуляла сама по себе» (6+). Теперь ставим его «В джазе только девушки»: все помнят замечательный фильм с острой сюжетной линией, она останется и в мюзикле, но режиссёрская концепция изменена полностью. Более того, мы переработали музыку автора, заказав у московских специалистов аранжировку специально для нашего театра. Работа вышла на финишную прямую, и я в предвкушении, потому что интересный материал ставит именитая постановочная группа: режиссёр – Алла Чепинога, художник – Виктория Хархалуп, хореограф – Сергей Мандрик, все известны по всей России и далеко за её пределами.
Ярким событием обещает стать детский новогодний спектакль «Принцесса на горошине» (6+) на музыку Егора Шашина – популярнейшего детского композитора, наименования которого занимают около 40 процентов всех детских афиш музыкальных театров страны. Режиссёром-постановщиком станет солистка Магнитогорского театра оперы и балета Мария Менщикова, которой, как оказалось, по плечу и постановочное искусство.
Спектакль «Золотая антилопа» (6+) в постановке Марии Менщиковой вошёл в финал всероссийского «Большого детского фестиваля», курируемого Губернским театром под руководством Сергея Безрукова
И 30 октября на столичной сцене «антилопа» сразится за победу с пятью конкурентами. В марте 2024 года театр наметил ещё одну премьеру – мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» (16+), режиссёром которого станет хорошо известный магнитогорцам режиссёр столичного театра «Геликон опера» Илья Ильин. Кроме того, в планах театра – симфонические концерты, литературно-музыкальные гостиные, традиционные фестивали «Оперетта, браво» и «Вива опера» и, разумеется, действующий репертуар.
– Подытоживая разговор, скажу: если на заре моего руководства я совершенно искренне считал, что опера в Магнитогорске – удел немногочисленной избранной публики, то сегодня с удовольствием отмечу, что это не так, – резюмирует директор театра оперы и балета. – Во-первых, поменялся контингент, горожане стали более активными интересующимися. Во-вторых, переломным моментом в развитии театра стали мюзиклы Кима Брейтбурга «Дубровский» (16+) и «Парижские тайны» (16+), очень расширившие аудиторию, значительно омолодив её. Мы делаем разнообразную продуктовую линейку, чтобы каждый нашёл для себя что-то интересное. И, повторю, придя однажды, увидев то, что им нравится, зрители приходят снова – на новые спектакли, незнакомые жанры… Это, кстати, хорошо продемонстрировала «Пушкинская карта», статистику покупок по которой мы наблюдаем воочию. Публика не просто остаётся довольной, я бесконечно слышу: «А это точно ваши артисты, музыканты, а не московские?» Широкий круг зрителя позволяет нам планировать репертуар не в ущерб ни одному жанру. И в этом, считаю, успех нашей работы.