Гала-концерт "Вива опера!" представил настоящую коллекцию индивидуальностей, которую составили как "импортные" гости, так и солисты Челябинского театра оперы и балета имени Глинки и Магнитогорского театра оперы и балета.
Не секрет, что ощутимую помощь и поддержку фестивалю все эти годы оказывает комбинат. Открывая официальную часть фестиваля, начальник отдела информации и общественных связей ОАО "ММК" Владимир Дремов сказал: "Фестиваль "Вива опера!" - это, без сомнения, очень большой подарок всем жителям Магнитогорска, когда можно лицезреть звезд мировой оперной сцены. Мне бы очень хотелось от имени председателя совета директоров ОАО "ММК" Виктора Рашникова, от всего трудового коллектива комбината поблагодарить участников фестиваля за их прекрасное искусство, пожелать им творческого долголетия, успехов, никогда не останавливаться на достигнутом. Спасибо организаторам праздника, сумевшим собрать столько звезд в нашем городе…"
…Красивая точка красивого праздника была поставлена в минувшую пятницу. В этот вечер по-настоящему блистали Галия Чаванина-Валеева, Ирина Морева, Олеся Гордеева, Сергей Гордеев, Николас Христов. А "Парад теноров", представленный Александром Гайнутдиновым, заслуженным артистом России Сергеем Лихобабиным, Микаэлем Спадаччини и Жаном Лукой Пазолини, стал мощным аккордом закрытия "Вива оперы!" Никто из теноров не соревновался друг с другом: у каждого исполнителя были свои почитатели, а на сцене правили бал исключительно музыка и вокальное искусство. Лишнее тому доказательство - совместное исполнение под занавес концерта всемирно известной неаполитанской песни "O, sole mio". Классика - это не скучно, это не "на любителя", это не анахронизм. Она на самом деле никогда не устаревает и спасает от заражения бациллами дурновкусия и китча.
У доброты эхо дольше, чем у красоты. Интересно, а насколько сильное эхо у таланта? IV Международный фестиваль оперного искусства "Вива опера!" в Магнитогорском театре оперы и балета наверняка смог дать ответ на этот вопрос, поскольку собрал под своими сводами россыпь талантов. Ничуть не умаляя значимости местных солистов, не будет преувеличением сказать, что особый интерес публики и журналистов был прикован к зарубежным гостям фестиваля.
Два из них достаточно хорошо известны в Магнитогорске - итальянские теноры Жан Лука Пазолини и Микаэль Спадаччини уже принимали участие в "Вива опера!" На втором фестивале Пазолини исполнил партию Альфреда в опере Верди "Травиата", а Спадаччини выходил на сцену в образе Хозе в опере Бизе "Кармен". На этот раз магнитогорские ценители оперного искусства смогли по достоинству оценить вокальные данные и артистизм иностранных солистов в операх Леонкавалло "Паяцы" (Канио - Микаэль Спадаччини) и Верди "Риголетто" (Герцог - Жан Лука Пазолини).
Впервые приехал на наш фестиваль Николас Христов - профессор Королевской консерватории из бельгийского Льежа. В Магнитогорске мэтр не только морально поддерживал своего ученика Микаэля Спадаччини - дал мастер-класс и выступил на закрытии "Вива опера!" Гости были открыты для общения и с удовольствием делились впечатлениями и эмоциями по поводу проходящего действа.
Например, относительно "Паяцев" Николас Христов заметил: опера была исполнена на достаточно профессиональном уровне, артисты вошли в роль своих персонажей, очень точно передали чувства героев и открыли свою душу зрителям. Среди несомненных плюсов, которые он также отметил, - энтузиазм, с которым работают наши солисты для достижения профессионального роста в творчестве. Впрочем, из уст бельгийского педагога прозвучало и деликатное пожелание ввести в театре языковые дисциплины, чтобы оперы по возможности исполнялись на языке оригинала. "Я всегда боролся за чистоту оперного искусства", - не скрывает своей позиции господин Христов. Кстати, в том, что он не просто декларирует принцип, но и придерживается его сам, можно было убедиться на гала-концерте "Вива опера!", где Николас Христов исполнил отрывок из оперы Мусоргского "Борис Годунов" на русском языке.
Улыбчивый и обаятельный Микаэль Спадаччини был щедр на комплименты магнитогорской публике и признался, что самым запоминающимся для него стало внимание зрителей и гостеприимство организаторов фестиваля: "Счастлив снова быть в вашем городе и вновь встретиться с поклонниками оперного искусства", - заверил Микаэль. Итальянский тенор высоко оценил своих коллег по опере "Паяцы": "Прекрасно работали и солисты театра, и оркестр, и хор. Меня восхитило исполнение роли Недды солисткой вашего театра Ириной Моревой. Уверен - она будет прогрессировать в искусстве". По словам Микаэля, интерпретация "Паяцев", предложенная нашим театром, ему наиболее близка: "Канио - достаточно специфический персонаж, поэтому, согласно установкам режиссеров, его роль можно исполнять по-разному. В мировой практике есть примеры, когда по ходу действия этот герой много пьет и даже употребляет наркотики. В вашей версии Канио - человек добрый, уступчивый, который просто не мог убить свою жену. Такая трактовка меня вполне устраивает. Кстати, партию Канио Микаэль исполнил в нашем городе шестнадцатый раз, а вообще в "копилке" у певца уже двенадцать главных ролей. Учитывая, что ему всего 26 лет, это более чем весомо. В свободное время Микаэль любит слушать клубную музыку, например хаус, но перед спектаклем в его наушниках звучит исключительно симфоническая музыка. А лучше всего настроиться на соответствующую волну ему помогает вокал Лучано Паваротти.
На третьем фестивале "Вива опера!" Спадаччини, откровенничая с журналистами, рассказал, что его первое детское музыкальное впечатление было связано с пением Лемешева. В этом году коллеги не преминули напомнить Микаэлу о его словах и уточнить: не приблизился ли он к исполнению русской классики? "К сожалению, я не Лемешев или Козловский, - констатировал итальянец. - Но я обожаю музыкальность их стилей. Кроме того, я начинаю учить оперу "Пиковая дама" и надеюсь, что когда-нибудь исполню ее в Магнитогорске".
О том, что это возможно, говорят два факта. Во-первых, на закрытии фестиваля Спадаччини исполнил - конечно, на русском языке - знаменитую арию Германа из оперы "Пиковая дама": "Что наша жизнь - игра… Добро и зло, одни мечты. Труд, честность, сказки для бабья. Кто прав, кто счастлив здесь, друзья. Сегодня ты, а завтра я…" А, во-вторых, директор театра оперы и балета Илья Кожевников поделился одной задумкой. Дело в том, что с "Пиковой дамы" начинался наш оперный театр, в следующем году ему исполняется 15 лет. У директора театра и его главного дирижера Эдуарда Нама появилась идея совершить небольшой экскурс в историю и во-
зобновить постановку. "Возможно, мы обновим "Пиковую даму", и тогда Майкла Спадаччини действительно можно будет услышать в нашем городе еще раз", - резюмировал Кожевников.
Тем более, что гости, судя по всему, слово держать умеют. Два года назад Жан Лука Пазолини сказал на прощание: "Вот поставите оперу "Риголетто", и я к вам приеду". И приехал! По мнению солиста всемирно известного Миланского театра Ла Скала петь в составе интернационального коллектива ему несложно: напротив, дает возможность приобщиться к другим культурам. "Неважно, на каком языке ты говоришь. Язык музыки интернационален, - поддерживает Пазолини Николас Христов. - Хотя следует уточнить, что в настоящий момент засилье английского языка сказывается во всем, поэтому с дирижерами и с режиссерами приходится общаться на английском".
- Понятно, что это две разные ипостаси - артистическая и преподавательская. Но все же… Что дает сцена актеру или певцу, в принципе расшифровки не требует. Но вот какие эмоции вы получаете от работы со студентами? - поинтересовалась я у господина Христова.
- Я воспринимаю студентов как своих коллег, и между нами существует доверительная, дружеская связь. Я преподаю только 15 лет, до этого занимался карьерой. Как действующему солисту мне легче доносить знания до своих учеников.
- А талантливых студентов больше среди девушек или ребят? - неполиткорректно продолжала я расспрашивать маэстро.
- Что касается талантов, то три четверти в моих классах - девочки и только одна четверть - мальчики. Но эта расстановка сил не влияет на успех, который они имеют в дальнейшем. Конечно, женщины больше стараются сделать карьеру и стать знаменитыми певицами.
- Понятно, женщины стараются. А успеха добиваются мужчины?
Добродушный смех мудрого Христова был лучшим ответом…