В квартире Александра Самойлова с первых шагов понятно: здесь живёт художник. Всё свободное пространство занято картинами, выполненными в различных жанрах и техниках. Те работы, которым не хватило места на стенах, ждут своего часа за шкафами и даже в гараже, сообщает Александр Иванович и прямо с порога начинает экскурсию по своему импровизированному вернисажу.
– Вот одна из ранних работ – «Разлив под Ленинградом», написанная в 1977 году, – указывает художник на симпатичный пейзаж скромного формата. – Небольших картин у меня много, темы самые разные: комбинат, проходные, природа…
Следуя за рассказчиком, отмечаю, что работы Александра Самойлова, наполненные душевным теплом и глубокой искренней добротой, хочется рассматривать, «проживать». Его изобразительный язык удивительно богат приёмами для выражения мыслей об окружающем мире, людях, красоте. Он вне законов живописи, а его творчество основывается на чувствах и природном таланте.
– Вундеркинд, – говорит об отце Наталья Самойлова. – Он одиннадцатый, последний, ребёнок в семье. Из-за проблем со слухом воспитывался в челябинском интернате. Рисовать начал в пять лет. Никто его этому не учил. Уже в детском возрасте занимал первые места на различных творческих конкурсах. Папа одарён не только художественным, но и спортивным талантом: он был отличным футболистом, кандидатом в мастера спорта, мог играть в профессиональной команде, если бы не травма. Увлёкшись волейболом и баскетболом, в составе челябинской сборной объехал всю страну.
В 1975 году Александру Самойлову предложили поучаствовать в областной художественной выставке. Свои шансы на победу он оценивал невысоко, считая, что рисует «простенько», но жюри рассудило иначе, присудив самобытному художнику первое место. Этот конкурс стал поворотным в его судьбе. Александр «открыл» для себя художественное творчество и с тех пор не было дня, чтобы он не рисовал.
– Папа всю жизнь пишет картины, – подтверждает Наталья. – Работает быстро, увлечённо, погружаясь в тему с головой. Иногда мама даже ревнует его, потому что он почти всё свободное время уделяет своему творчеству. Когда у него была персональная выставка «Цветы мира», один заслуженный художник долго стоял перед папиной работой – большого формата, – потом поинтересовался, сколько времени автор работал над ней: год, два? Я удивила его, сообщив, что папа написал её за три месяца, и это при том, что он работал на комбинате. К слову, на той выставке были представлены 65 работ, написанные папой за 35 лет.
Трудовой путь Александра Самойлова начался в железнодорожном депо на двенадцатом участке. Там же, в поселковом Дворце культуры, состоялась его первая персональная выставка. Перейдя на комбинат, в электроремонтный цех, он стал посещать изостудию металлургов. Потом был «пятилетка» в ЛПЦ № 4, затем – ЛПЦ № 10, куда Александр Иванович пришёл ещё на стадии строительства. Днём работал, вечером писал картины.
– Если перестану писать, то умру, – признаётся художник. – Никогда не копирую то, что вижу. Например, пейзажи. Обязательно внесу свои штрихи, подмечу нюансы.
В восьмидесятых годах работы Александра Самойлова были представлены на областных и всесоюзных выставках, а в 1992-м он стал участником первой Московской международной выставки произведений среди глухих, собравшей 142 художников из разных стран. Побывал он и во Франции – там были наслышаны о его творчестве и предложили сотрудничество. Для этого пришлось уволиться с ММК. Вернувшись на родину, устроился в Механоремонтный комплекс. И снова вошёл в привычный режим: днем – ключи и гайки, вечером – краски и кисти. Результатом стала персональная выставка, организованная прямо на территории МРК. Картины Самойлова побывали в механическом цехе и цехе изложниц, в ЦРМО-1. На память об этом событии осталась тетрадь, исписанная восторженными отзывами коллег по цеху.
– Ещё до Франции поступил в Магнитогорский государственный университет на худграф, – рассказывает Александр Иванович. – Благодаря своим работам прошёл вне конкурса. Но из-за проблем со слухом учёбу не окончил – не мог слышать и конспектировать лекции.
Отсутствие профессионального образования не помешало Александру Самойлову заниматься любимым делом. В 2008, 2010 годах он активно участвовал в городских выставках самодеятельного творчества, в 2013-м – в международной выставке в Санкт-Петербурге, в 2014 –м в магнитогорской картинной галерее состоялась персональная выставка художника Самойлова «Цветы мира», в 2016-м – его работы были представлены на межрегиональной выставке «Лабиринт».
– Папа пишет картины «по старинке», выводя каждый мазок, – поясняет Наталья. – Более того, он разработал собственный способ грунтовки холста. Очень горжусь им: не пьёт, не курит, очень добрый, творческий. Много лет он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а последнее время взялся за историю и политику. Поражаюсь, где он берёт сюжеты, идеи? У меня и мама очень творческая личность. Она совсем не слышит, но руки у неё золотые, она умеет всё.
Новое направление творчества Александра Самойлова тесно связано с историей России: Куликовская битва, Наполеоновское нашествие, Первая мировая война, Великая Отечественная, события, происходящие сейчас на Украине – всё нашло отражение в работах художника. Прежде, чем приступить к созданию картин, Александр Иванович тщательно изучил «фактуру» – исторический персонал, биографии правителей.
В настоящее время коллекция Александра Самойлова насчитывает более ста картин. Работы свои художник не продаёт, мечтая однажды организовать большую выставку в Москве в Центральном доме художников. Ну а пока он идёт к своей мечте, создавая новые картины.