В рамках федеральной программы «Большие гастроли» магнитогорцы увидели три спектакля Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.
Это стало ярким завершающим аккордом непростого театрального сезона 2020–2021, который для Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина ознаменовался и возвращением в преобразившееся после капремонта родное здание на Ленина, 66, и встречей со своим зрителем после жёстких пандемийных ограничений, – отметим, соблюдение противоэпидемиологических норм на острие внимания и сегодня. И, конечно, обменными гастролями: в мае – с Омском, откуда к нам приезжал прекрасный «Пятый театр», в июне – с Уфой.
В память о Михаиле Рабиновиче
Русский драматический театр знаком магнитогорскому зрителю – этот коллектив бывал в нашем городе на легендарном фестивале «Театр без границ» и не только, оставив хорошие впечатления. На пресс-конференции с магнитогорскими журналистами пообщались уфимские гости – заместитель художественного руководителя по организационным и творческим вопросам Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Елена Кондояниди, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Владимир Латыпов-Догадов, заслуженные артисты Башкортостана Айгуль Шакирова, Николай Рихтер и обладатель премии «Открытие года» за роль Нуаре в мюзикле «Голубая камея» (16+) в рейтинге «Пресса-2009» Илья Мясников, а также приехавший из Москвы технический директор мюзикла «Голубая камея», художник-постановщик спектаклей «Бешеные деньги» (16+) и «Свой путь» (16+) Вячеслав Виданов, один из самых востребованных театральных художников России. Именно эти постановки и увидели магнитогорцы. Напомню: в нашем драмтеатре имени А. С. Пушкина в этом сезоне Виданов поставил мюзикл «Двенадцать стульев» (16+).
Для уфимского ГАРДТ 2021 год начался трагически – 9 января скончался режиссёр и педагог, заслуженный деятель искусств России Михаил Рабинович, возглавлявший театр более двадцати лет и поставивший на его сцене более сорока спектаклей. Три из них, показанные в Магнитогорске в июне, – дань памяти Михаила Исаковича.
Мюзикл-легенда
Вместе с представителями принимающей стороны – директором драмтеатра имени А. С. Пушкина Евгением Климовым и завлитом Натальей Климовой – гости вспомнили, когда же ГАРДТ приезжал в Магнитку. В 2015 году, с «Голубой камеей»! И снова – детище Брейтбурга и Кавалеряна, да ещё и два вечера подряд, и снова – аншлаг.
– Куда бы ни ехали на гастроли, просят «Голубую камею», – говорит Елена Кондояниди, объясняя это тем, что в мюзикл вложено много души.
Ныне «Камея» идёт во множестве театров, но уфимская – особенная. Первая постановка первого мюзикла Кима Брейтбурга – ГАРДТ Республики Башкортостан, можно сказать, выступил соавтором Карена Кавалеряна, так как либретто вместе с ним переделывали в ходе репетиций, придумывая более точные реплики. И нашли способ объяснить несоответствия историческим реалиям – это фраза «скажем всем, что княжна Тараканова погибла при наводнении в крепости». Что ж, Елизавета Тараканова, известная под множеством имён, – личность загадочная, так почему бы не создать легенду со счастливым концом.
Зрителям во все времена – и сегодня тоже! – хочется праздника. «Голубая камея» заставляет плакать и смеяться – и без устали аплодировать в финале. Великолепная современная хореография, яркие вокальные номера, отличная актёрская игра… К слову, мюзикл в драмтеатре – решение нетривиальное, обычно это прерогатива музыкальных и оперных театров. Так, в Магнитке Ким и Валерия Брейтбург поставили мюзикл «Дубровский» (12+) в театре оперы и балета. Однако в уфимском драматическом труппа и поющая, и танцующая. Правда, для хореографических номеров пригласили группу танцоров.
И хотя перед глазами стоит живописное полотно Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» с трагическим сюжетом – тоже, впрочем, оспариваемым историками, – публике радостно видеть торжество любви! Особенно когда его показывают так красиво и эффектно.
В деньгах ли счастье?
Какой русский не любит хэппи-энда? Наверное, тот, кто ценит отечественную классическую драматургию – например, пьесы Александра Островского. На встрече с магнитогорской прессой уфимцы рассказывали, что акцент в репертуарной политике ГАРДТ Республики Башкортостан – русская классика. И на «Бешеные деньги» зритель идёт не менее охотно, чем на прогремевшую по всей России «Голубую камею».
Что привлекает современную публику в пьесе с реалиями позапрошлого века? Прекрасный литературный язык. Множество метких, остроумных реплик, которые безумно смешны и сегодня – зал взрывается аплодисментами, и этот горячий приём – заслуга не только автора пьесы Островского, но и превосходной актёрской игры.
Вроде бы роль женщины в обществе давно изменилась. Уже не обязательно зависеть от сильного пола, искать богатого жениха. Однако же и по сей день идут споры: а должен ли муж содержать жену? Стало быть, Островский долго ещё не утратит актуальности. Идеальных героев в «Бешеных деньгах» нет – но и злодеев не наблюдается, а поводов для размышления – предостаточно.
Классика не прощает халтуры, «выехать» на беспроигрышном материале не получится, – напротив, материал этот предполагает высочайшую ответственность перед каждым произнесённым словом. За лёгкостью зрительского восприятия – огромный труд актёров и режиссёра Михаила Рабиновича. Самой восторженной оценки заслуживает талант художника-постановщика Вячеслава Виданова – как он умеет преображать пространство несколькими штрихами. Полукружия с радиальными линиями, напоминающие колёса экипажей, взмывают вверх – и становятся верхней частью окон. Опускаются чуть ниже – и вот уже мы не в шикарной квартире, а в убогом домишке напротив.
Глубинные смыслы бытия
То же фирменное видановское изящество пространственных решений – и в спектакле «Свой путь» по пьесе Ярославы Пулинович, чьё творчество стало одним из культурных брендов Екатеринбурга. Для знатоков современной драматургии само это имя – знак качества.
Перед началом спектакля зрителей и уфимских гостей приветствовал директор драмтеатра имени Пушкина Евгений Климов. Он рассказал, что только что вернулся из столицы Башкортостана, где магнитогорцы показали зажигательную комедию Red Hot Mamas (12+), самую громкую премьеру сезона 2020–2021 «Двенадцать стульев» (16+) и музыкальный спектакль «Ханума» (12+), который, как и «Голубую камею» в Магнитке, в Уфе показали дважды. Евгений Валерьевич подчеркнул: ирония судьбы в двух действиях «Свой путь» поставлена впервые и идёт только в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан.
Режиссёр «Своего пути» Михаил Рабинович настоял на том, что вроде бы камерная история, которую рассказывают два актёра – блистательные Софья Венедиктова и Дамир Кротов, должна звучать с большой сцены. И не ошибся! Публика идёт на этот спектакль с удовольствием, в зале уфимского ГАРДТ на 700 с лишним мест яблоку упасть негде.
Действие начинается в 1987 году и длится до 2025-го. Смену эпох и настроения иллюстрирует не только изменение облика героев и деталей интерьера, но и живая музыка. Уфимская кавер-группа MagicFive с солистом Михаилом Павловым исполнила хиты групп «Браво», The Doors, «Наутилус Помпилиус», «Би2», «Сплин»…
Однажды к Вере постучался патлатый парень, представившийся Анархистом. Попросил перепечатать роман Джека Керуака и включил Light My Fire Джима Моррисона. «Выучи английский, у тебя получится». Жизнь Веры круто изменилась… А Анархист вернулся через пять лет бритологовым братком Лордом – хрестоматийный типаж лихих девяностых. Теперь его фетиш – не свобода, а деньги. И ещё через пять – послушником Серафимом...
И это далеко не последняя ипостась героя. Перемены, происходящие с ним при каждом следующем появлении, настолько разительны, что зал встречает их хохотом, криками «браво!» и бурными аплодисментами. Но сквозь живые диалоги и комические перевоплощения пробивается щемящая нотка. Пока мужчина, чьё настоящее имя прозвучит лишь в конце спектакля, ищет себя и так по-разному выстраивает отношения с миром, женщина растит дочку и помогает обездоленным.
А точно ли девушкам стоит «любить простых романтиков»? От них одни обманутые надежды и горечь несбывшегося. И всё же настаёт момент постижения глубинного смысла любви, которая, может быть, не для жизненной стабильности и благополучной семьи, но для чего-то большего. Любовь спасает, даже если кажется, что впереди темнота.
Софью Венедиктову и Дамира Кротова долго не отпускали со сцены, публика не расходилась и тогда, когда закрылся занавес, – и они вновь вышли на поклон. Это был триумф для актёров и потрясение для зрителей.
Дорогие читатели, Уфа ведь совсем рядом. Кто-то из вас отправляется в дальние края через этот город – так запланируйте и путешествие в мир театра, которое надолго останется в памяти.