И обсуждение в киноклубе P.S. кинотеатра Jazz Cinema было быстрым, недолгим. То ли все боялись откровенно говорить, то ли говорить было особо не о чем, потому что фильм не тронул и не оживил. Склоняюсь ко второму, несмотря на то, что "Интимные места" - лучший дебют 2013 года по версии лучшего кинофестиваля страны - самого "Кинотавра".
Первое впечатление от фильма "Интимные места" - смесь действительно удачного и общих мест. Принято не выказывать особенной жесткости и требовательности по отношению к дебюту. Комья первого блина иногда ведь бывает приятно съесть, особенно макая во что-то вкусное.
Вкусное в фильме "Интимные места" было, т.е. красивого было немало. Я бы сказала, в фильме все было красивым, даже пустота, галлонами разлитая в его прохладном и нежилом пространстве…
Чего обычно нет у начинающих? Уверенности высказывания, четкости образов, стройности композиции. Уверенность режиссеров в сказанном не вызывает сомнений, в каждом втором интервью они, откровенничая, заявляли, что все показанное в их фильме - о собственной жизни, попытка осмыслить личные проблемы, вскрыть все свои интимные места. То, что фильм в подтексте содержит наблюдательный автобиографизм, - наверное, его минус. Он часто смотрится беллетристикой, причем чаще именно тогда, когда метит в арт-хаус. Под беллетристикой я подразумеваю лёгкую содержательную структуру фильма, кокетливый аромат дамского романа - "чтения для отдыха", а также модность тире стереотипность тире трендовость главных тем (особенно политических!)… Кстати, в XIX веке революционные демократы от искусства беллетристикой называли ту литературу, которая воспевала (ну, или так - транслировала) буржуазность. Ее в фильме вдосталь. И я бы, наверное, даже не стала о нем писать, если бы не… Если бы не Ауг.
Как и в масскульте, большая часть героев этого фильма, их профессии, привычки, увлечения, метания, мечтания, внешности, наконец, - слепок с самых популярных массовых представлений. Достаточно представить четверку друзей из "Квартета И", потом - Козловского в роли "духлесса", а потом друзей из фильма про "места", чтобы понять, что они, как близнецы, похожи. В общем, в общем, в общем, общие места. И тут Ауг! Жаль, что сейчас к восприятию ее роли подмешалась политика. Режиссеры божатся, что у них перед глазами, когда начались съемки, прототипа не было. Да даже если бы был. Ауг удается играть, идеально выдерживая общий рисунок роли, возвышаясь над мелочами, над формулой "синего чулка", пробиваясь к зрителю из жесткого футляра блюстительницы нравов. Эта актриса, как Ахматова в лирике, умеет захватить всю сферу женских переживаний, иногда одной деталью, одним взглядом, поворотом головы. В ее игре нет неврастенической расплывчатости. И если все другие образы тусклы и слабо прилажены друг другу, ее героиня сработана совершенно. Я постоянно ловила себя на мысли во время просмотра, что под ее футляром огонь, который жжет изнутри. И боль страшная...
Правда, вся боль, и вся больная совесть, и вся эта больная громада нелюбви, на которую еще громада пустоты нахлобучена сверху, обернулись в финале саркастичной чепухой, маскирующей страх, сдавленным смешком, рафинированным ядом. Писарев говорил: "Где нет желчи и смеха, там нет и надежды на обновление. Где нет сарказмов, там нет и настоящей любви к человечеству". Но где есть только лишь желчь и сарказмы, надежде и любви места нет.
P.S. В одном из интервью Чупов говорил, что делал свой фильм, чтобы люди перестали лгать самим себе. Вы перестали?
Киноклуб P.S.. Ближайшие премьеры:
9 октября - "Жасмин", реж. Вуди Аллен (США). Драма.
16 октября - "Возмутитель спокойствия", реж. Алекс ван Вармердам (Нидерланды). Триллер
23 октября - "Вечное возвращение", реж. Кира Муратова (Украина). Мелодрама, комедия
30 октября - "Камень терпения", реж. Аттик Рахими (Афганистан, Франция, Германия Великобретания). Драма, военный.
Киноклуб P.S. ВКонтакте: