Одинаково скромные учительская зарплата и социальный статус учителя давно стали общим местом при обсуждении школьных противоречий. Объяснил бы кто только: что держит учителя при школе?
Галина Бирюкова с Ларисой Зайцевой готового ответа не дают, но, наблюдая за ними, на кой-какие мысли наталкиваешься. Живут обе на правом - в последние годы с транспортом полегче, но им знакомы утренние штурмы трамваев и маршруток, чтобы добраться на левый. А они обе именно там работают: во второй школе-интернате для детей, больных сколиозом. Галина Александровна здесь десять лет учитель музыки, Лариса Петровна пять - преподаватель изобразительного искусства, черчения и обслуживающего труда. Оба направления по традиционным родительским меркам не самые престижные: дома скорее похвалят за успехи в "весомых" математике и русском, чем в пении и рисовании. Правда, родительское мнение в школу-интернат часто добирается опосредованно. Сказывается специфика: часть детей живут здесь с понедельника до пятницы, поэтому обсуждение результатов учебы приурочено лишь к концу недели, когда ребенок возвращается домой. За родителей им на это время учителя и няни - есть даже нянь. Вот вам и первое "что держит": понимание зависимости маленького человека от большого.
Что до родительских заблуждений и рейтингов дисциплин, то педагоги эти издержки прощают - было бы понимание товарищей по цеху. Вот и второе, что держит: возможность реализации творческих замыслов. Обе подруги говорят о понимании со стороны администрации: Лариса Зайцева признается, что директор школы-интерната Ирина Шакина поддерживает самые ее сумасшедшие идеи. Не отказала даже в приобретении дорогой интерактивной доски, облегчающей труд школьника и усложняющей жизнь учителя. Правда, ее пока нет: сказано - мол, составляй большой список мечтаний, что-нибудь да исполним, а там и до доски руки дойдут. Но, кроме шуток: за лето сменили в кабинете окна на пластиковые - уже на шаг ближе к реализации остальных фантазий. Значит, дойдет и до рисования витражными красками, красками по ткани, обжига гончарных изделий.
Или вспомнить, как коллега Ларисы Галина приобрела для школы необычный музыкальный инструмент, заранее зная, что одобрят. Получила деньги на гитары, а кроме них обнаружила на прилавке колокольцы. Восхитилась: не встречала такого - ну и купила "на сдачу". Знала, что и воспитанники не останутся равнодушными.
Она ведь за годы так поставила дело, что из одного музыкального класса, уже окончившего школьный курс пения, создавались новые коллективы. Они вновь разделялись то на ложкарей, то на звонарей, то на клуб авторской песни - хорошо известный в городе "Рондо". А то, наоборот, объединялись для выступления, приобретали новых участников, так что на городских творческих конкурсах интернат выставлял не по одному коллективу. Да еще, глядишь, каждый завоевывал по призовому месту в своей номинации. В последнем конкурсе "Души исполненный полет" все пять коллективов, выпестованных Галиной Бирюковой, завоевали призовые места. А ведь у каждого - своя программа, характеры участников, к которым нужно приноровиться. Скажем, мальчишки - опытные ложкари - не хотели принимать в команду девчонок-новичков: у них игра простецкая. Галина Александровна настояла - получилась сыгранная команда. А колокольцы девчонки первыми освоили: научились управлять ручками мелодией, распределять ее по колокольчикам. Они сами - уже творцы, только направить. Теперь можно будет попробовать колоколить на треугольниках. И если до сих пор в трамвае на пути к конкурсу можно было встретить целую ватагу школьников с гитарами, ложками и колокольчиками, то теперь к этой компании присоединятся еще и держащие треугольники. Для воспитанников Галины Александровны такие переезды к месту проведения городских конкурсов - обычное дело. От такой армии единомышленников не отказываются.
И Лариса Зайцева своих кружковцев разделила по возрастам - с каждым занимается отдельно, не экономя душу. И тоже наблюдает, как в них просыпается художник. Весь год с четвероклассником Тимуром Баймухаметовым работали для выставки "Помним имя твое, солдат". Он рисовал - она направляла. И весь год - ссоры и споры: она - за реалистичность, он - за историческую достоверность. Подрисует она фашистский крест на танке - он: "Неправильно!" И бутылку с зажигательной смесью не таким жестом бросают, и собака-санитар не так выглядит. "Но ведь и мне правда в картине нужна, и ему, - рассуждает учительница. - И его правда правдивее: моя касается искусства, а его - жизни". Столько времени на эту историческую правду потратили, что уже на конкурс ехать, а у них еще сапоги солдатские и взрывы не дорисованы. Заканчивали в последнюю минуту. И это тоже держит при школе: сознание правоты и нужности дела.
Лариса Зайцева не планировала быть учителем, хотя в семье с уважением относились к этой профессии. Просто хотела быть художником. Но повезло на практике поработать с замечательным педагогом, экспериментатором по натуре Зоей Щелоковой, участвовавшей в разработке программы Бориса Неменского, основанной на погружении в мир искусства, - она позднее стала классической школьной программой. Так Лариса Петровна и приросла к школе. И с Зоей Михайловной до сих пор общаются, а ее уроки не только Лариса, но и ее подруги помнят до сих пор. Это - к вопросу о потребности вслед за учителем строить жизнь по законам красоты. "Я хорошо училась, - вспоминает Лариса Зайцева. - Но ни одной формулы или правила не помню. А искусство дает ребенку чувство красоты. Без формул проживешь, а без ощущения гармонии - никак. Конечно, и в математике, физике можно найти красоту, но и ее понимание начинается с постижения устройства окружающего мира. Будет у ребенка потребность общения с искусством - будет строить жизнь по законам красоты".
Учитель первый переживает за наших детей, когда в седьмом классе в соответствии со школьной программой ученик прощается с изобразительной деятельностью и музыкальным образованием - тем, что будет поддерживать его душу всю жизнь. Кому знакома радость творчества - хочет ею делиться. И это тоже держит при школе, хотя педагогу достается отвечать перед ребенком за взрослых, не слишком последовательных в материальных вопросах. Видели ли взрослые, как самозабвенно ребенок работает? К примеру, Алена Саперова из шестого "б" каждую свободную минуту проводит в кабинете у Ларисы Петровны, каждое слово ловит. Но сколько раз уже Лариса Петровна с воспитанниками сталкивалась с противоречием: материалы для творчества недешевы, участие в выставках стоит средств - за набор карандашей отдай четыреста двадцать, установочные в конкурсе хорошо если полтысячи, а то и вся тысяча, а как дойдет до награды - получай, юный художник, мягкую игрушку. Или дадут грамоту с напутствием: пополните, мол, свое портфолио. Еще объясни ребенку, что за портфолио такое. Ведь школьник - не взрослый: живет сегодняшним днем. А уж практика не возвращать детям конкурсные работы и вовсе удручает. Если на входе все стоит денег - почему на выходе оборачивается пустяком? И это тоже держит: быть с учеником, когда он сталкивается с двойными стандартами взрослых.
От участия в конкурсах они все же не отказываются. У Галины Бирюковой под семьдесят грамот на стенах кабинета. Лариса Зайцева с воспитанниками тоже числится в победителях и участниках всероссийских и международных конкурсов. Ее ученица Мадина Каюмова победила со своим "Ангелом" на всероссийском "Корабли будущего", а педагог отмечена золотым сертификатом, соответствующим золотому стандарту образования. На счету воспитанников Ларисы Петровны - больше десятка побед. Жаль, школьная программа никак не связана с тематикой конкурсов, посвященных то космосу, то истории страны. Но если ты уже вложил потребность творчества в душу ребенка - дотянешь его и до освоения новой темы.
Вместе с детьми учителя не отказываются от фантастической мечты выиграть грант на творческом конкурсе: он гарантирует поездки, материалы, невероятные проекты. И это - самое притягательное в школьной жизни: что вначале кажется невозможным - шаг за шагом сбывается. Кто это оценил, от школы не оторвется.