Вернуться в рубрику
Культура

Подтексты надо играть талантливо и с умом

Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".
Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 1) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 2) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 3) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 4) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 5) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 6) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 7) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 8) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 9) Сегодня в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля "Ромео и Джульетта".(фото 10)

Нет повести печальнее, но и прекраснее на свете… Вот и огромный баннер над драматическим театром словно напоминает об этом. Новая масштабная постановка "Ромео и Джульетта" наверняка вызовет у зрителей множество споров. Оно и понятно: спектакль на вечную тему сделан в броской манере - это современное воплощение на сцене шекспировской трагедии, этакая trash-history с разборками юных, читающих рэп, полных энергии, безудержной игры, иронии, юношеского максимализма и остроты чувств.

Режиссер спектакля - Максим Кальсин  из Москвы, ученик великого Камы Гинкаса. Максим Георгиевич известен магнитогорским театралам: в свое время он выпустил в театре спектакль "Полковник Птица". Художником Алексеем Вотяковым придуманы декорации, просто потрясающие воображение. Естественно будет звучать в "Ромео и Джульетте" и музыка, пробирающая до глубины души, специально написанная к спектаклю магнитогорским композитором Евгением Корсуновым.

- Ромео и Джульетта  - это вечная история на тему всепобеждающей любви. А что еще, по большому счету, в театре интересно? И что вообще интересно в жизни со времен возникновения человечества? - рассуждает художник-постановщик спектакля Алексей Вотяков. - В новой постановке задействована почти вся труппа. Кроме того, к работе привлечены студенты третьего курса актерского отделения Магнитогорской государственной консерватории. Двое из них - Иван Погорелов и Андрей Емельянов - играют Ромео.

По-разному в разные времена постановщики преподносили зрителям знаменитую трагедию. История на все времена в драматическом театре имени А. С. Пушкина будет "рассказана", в том числе, и посредством пластики: в спектакле много танцев, поставленных на стыке разных хореографических жанров. Не случайно в театр из Санкт-Петербурга приехала известный балетмейстер, лауреат международных конкурсов Мария Большакова. В ее творческой биографии огромный опыт сотрудничества с драматическими театрами и более 40 поставленных спектаклей. Список солидный: почти все известные питерские сцены, включая Мариинку, в Москве - Большой и Таганка. А также работы в Красноярске, Самаре, Сыктывкаре, Магадане, Саратове. У Большаковой насыщенный рабочий график, она востребованный хореограф - переговоры театра с балетмейстером о новом совместном проекте длились почти год…

- Мария Анатольевна, как вы познакомились с магнитогорским театром?

- Знакомство состоялось благодаря моему другу Сергею Пускепалису, в то время работавшему главным режиссером драмы. Он предложил сделать хореографию к спектаклю "Не скажу". На тот момент в Челябинском театре оперы и балета ставился балет "Слуга двух господ". До сих пор помню, как Сергей вез меня из Челябинска в Магнитку: ехали на машине, потом остановились в степи, и я увидела сплошное белое поле. Меня просто шокировал этот простор, какое-то безумие снежного покрова, уходящего за горизонт. После "Не скажу" была хореографом еще одного вашего спектакля - "Ночь перед Рождеством". Так что первые воспоминания, связанные с Магнитогорском, хорошие.

- Чем вызван ваш интерес к постановке "Ромео и Джульетта"?

- Спектакль во многом построен на пластике, конечно, мне это интересно. Но занималась не только постановкой танцевальных номеров: поведение всех персонажей пьесы связано с психофизическим действием, с ярким пластическим выражением того или иного состояния. Это такая пластическая режиссура. Однако драматических актеров нельзя обрекать на чисто пластическое существование на сцене. Для них текст - более привычная вещь, и, в принципе, нет смысла делать из спектакля "пантомиму". Потому что такую историю любви нужно еще и сыграть. Без сомнения, "Ромео и Джульетта" - большой проект, который вызывает творческое "шевеление" внутри. Очень хочется, чтобы после премьеры люди сказали: "Вот это да! Как здорово!"

- В свое время, когда театр брался за мюзикл "Человек из Ламанчи", - было страшно, но проблема казалась решаемой: актеры у нас поющие. А вот насколько они у нас танцующие? И так ли важно будет их умение передать свои чувства, эмоции, переживания посредством хореографии?

- Конечно, работать с артистами, которые тебе доверяют, находятся в диалоге, не боятся искать и идти на определенный риск, - всегда приятно. Есть актеры, которые внушают оптимизм по части мастерства и природной хореографической одаренности. В результате получаются интересные пластические образы. Но всегда категорично настаивать на чем-то - нельзя. Особенно, если понимаешь, что в данной ситуации прав тот или иной человек. Как ни крути, спектакль со временем начинает жить своей жизнью. Он рождается, а потом диктует права: что-то выносит, что-то отсекает.  Технически сделаешь какие-то сцены, а потом видишь, что это неправда, ложь, артисту в ней неудобно существовать. И сколько бы "пристроек" ни придумал, все равно это "коровье седло". Что-то немного меняешь, и всем сразу становится хорошо и удобно.

- В разные времена постановщики по-разному преподносили зрителю знаменитую трагедию. Про что наш спектакль?

- Однозначно, про любовь. Хотя поначалу рассматривался и другой вариант: сделать историю про вражду и месть, в которых нет места любви. В мире, где люди способны так ненавидеть друг друга, любви просто не выжить. Но, считаю, спектакль должен вселять веру в людей. Пусть не надежду, но веру - обязательно. Поэтому наша постановка - про любовь.

- Вы начинали как современный хореограф…

- Да, это правда.

- И произошло?

- Как меня занесло в классический балет? Этого я и сама не знаю (смеется). Так получилось. Поначалу были неформальные современные танцевальные объединения, занималась разными направлениями джаз-модерна, все время ездила на семинары. И в Польше была, и в Югославии училась. А потом поступила в консерваторию, и мне стали интересны другие вещи, тем более что в детстве занималась классическим балетом. Но со временем начала совмещать классическую пластику с ультрасовременной.

-Талантливый танцор - это понятно. А вот каков в вашем понимании умный танцор?

- Главное, чтобы это не читали артисты балета (смеется). Все зависит от того, что ставишь. Иногда просто нужна красивая фактурная "картинка" с прекрасными физическими данными. И тогда экспериментируешь с формой, ставишь хореографию на какой-то определенной графике тел. В этом случае, чем меньше артист задает вопросов и чем точнее делает те или иные вещи, тем лучше. Однако мне интереснее работать с человеком, с которым есть о чем поговорить. Безусловно, танцор должен быть развитым, образованным, умным и обязательно - с чувством юмора.

- Вы согласны с тем, что у хореографов должны быть мозги киллера?

- Наверное, больше нет, чем да, потому что хореограф не ставит своей задачей "убить" артиста. Цель - раскрыть, вытащить из человека то, что нужно, то, что у него есть на втором, третьем плане. Может быть, в какой-то степени это и есть "убийство" личности (смеется). Но я бы так категорично не говорила. Бывают ситуации, когда мне говорят с вызовом: "Я этого в жизни не танцевал(а)". И не буду, дескать. Помню, одна балерина заявила: "Я, кроме Жизели, ничего не исполняла". А я ее Тамару поставила танцевать в "Демоне" - чувственную такую, плотскую героиню. Актриса была маленькая, худенькая, настоящая травести. И вдруг из нее "полез" такой эротизм, что все разом воскликнули: "Господи, ты почему раньше ничего подобного не танцевала?" "Убила" ли я в ней в этот момент Жизель, или просто произошло что-то другое - не знаю (смеется).

- Вы считаетесь лучшей ученицей Николая Боярчикова. Какие из его уроков самые ценные? И что, в свою очередь, вы пытаетесь донести уже до своих подопечных?

- Не скажу, что были какие-то специальные "уроки". Хотя нет - когда, будучи студенткой, ставила свой первый балет "Снежная королева" в Сыктывкаре, Боярчиков не разговаривал со мной два месяца. Приходила на занятия, а он молчал. Потом сказал, что это просто невозможно обсуждать. Вот это и было для меня самым большим уроком (смеется). Вообще, наверное, хорошая педагогика - это когда что-то между строк. Когда видишь, как работает мастер, и уже на основании этого черпаешь для себя какие-то вещи. Во всяком случае, со мной происходит именно так.

На самом деле главное - это попытаться остаться самим собой. Николай Николаевич не единожды говорил, что в консерваторию приходят учиться разные студенты, и, в основном, одаренные. А выходят из ее стен - как под одну гребенку. Потому что, когда приобретаются какие-то знания, появляется страх сделать что-то не так. Вот и получаются все такие ровненькие, грамотные, воспитанные. Конечно, не бояться пойти алогичным путем  - очень трудно. Между хореографом и умением сочинять комбинации не надо ставить знак равенства. Этому как раз можно научить - изобретать прыжки, повороты, разнообразные движения ног и рук. А вот мировоззрению научить невозможно. Потому что хореограф - прежде всего определенный взгляд на жизнь, на все, что происходит в мире. То же самое относится и к художнику, композитору, режиссеру. Если эту остроту ощущения мира сохранить и через все уроки грамотности провести, тогда будут результаты. Этого я пытаюсь добиться в своих учениках. Хочу, чтобы они не были одинаковыми, и всегда прошу: не делайте привычных обычных комбинаций. Второй момент - бережное отношение к музыке. Для Николая Николаевича Боярчикова музыка всегда была путеводной звездой. Композиторы - не самые глупые люди на этом свете, значит, нужно расшифровывать информацию, которую они заложили в произведении. И понять, почему сделали именно так, а не иначе. А уж потом делать акцент на своем отношении к музыке. Грамотное восприятие музыки, уважительное отношение к литературной основе, и при этом всегда - попытка сохранить что-то свое. Если не болит - не бери, не делай, потому что все равно не получится. Будет только форма. Такие вот мои установки.

- В этом году у вас своеобразный юбилей: десять лет спектаклю "Золушка", в котором вы впервые заявили о себе как о хореографе многоактного балета. Какие наиболее знаковые события, прошедшие за это время, вы могли бы назвать?

- Главное событие произошло в моей жизни три года назад - это рождение двоих детей. Поэтому сейчас все крутится вокруг них. А в творческом плане… Конечно же, памятны большие спектакли. Такие как "Золушка", "Слуга двух господ", "Демон", который поставила в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Памятна - по своей сложности - работа в Большом театре, где я делала спектакль "Руслан и Людмила". Там за три недели нужно было создать масштабное четырехактное "полотно". Был выполнен колоссальный объем работы: репетиции шли непрерывно, на нервной почве я похудела на семь килограммов. Зато какой был кураж (смеется)!

- Обратила внимание, что на последней церемонии награждения высшей театральной премией страны - "Золотая Маска" - среди номинантов-хореографов не было ни одной российской фамилии - сплошь иностранцы. Какая-то странная тенденция: у нас что, своих классных балетмейстеров нет?

- На самом деле обидно, что приглашают молодых хореографов из-за границы, которых, большинстве своем, никто не знает. Они ставят и в Мариинском театре, и в Большом. Причем хореографы, закончившие студии в Европе, как правило, все словно "из одного ларца" - одинаковые, как искусственные зубы. Можно подумать, что кроме Алексея Ратманского  (художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2004-2008-м годах. - Прим. авт.) никого не знаем. Но он не один, есть много талантливых балетмейстеров, которые очень интересно работают.

- У вас был опыт сотрудничества и с фигуристами, и с художественными гимнастками...

- Меня не страшат эксперименты. Это же так интересно. Такие возможности открываются, когда берешь гимнастку и артиста балета и видишь, что предела просто не существует. Сейчас в Санкт-Петербургском мюзик-холле делаю новую программу с труппой, в которой работают бывшие гимнастки. И с ними тоже пытаемся совмещать, казалось бы, несовместимые вещи, позволяющие значительно расширить границы танца.

- У вас безумный темп жизни. Как все успеваете?

- Большое спасибо маме, которая буквально "выпиннывает" меня из дома со словами: "Маша, работай, а я буду заниматься детьми". Спасибо, что близкие поддерживают и дают возможность заниматься любимым делом. Это очень трудно и тяжело на самом деле. Потому что только в 20 лет можно "скакать" на пяти работах и получать от этого удовольствие. А сейчас уже накапливается усталость: скорость мысли не та, скорость азарта - не та и скорость наглости - тоже. Раньше все проблемы решала с одного щелчка: сейчас приду, всех поубиваю и быстро сделаю, как надо. Теперь все происходит гораздо медленнее (смеется).

- Мария Анатольевна, согласитесь, что есть люди абсолютно не умеющие танцевать?

- В этом случае следует говорить о внутренней закрепощенности. На самом деле способность двигаться, владеть своим телом идет от внутренней свободы. Это точно. А значит - не надо бояться и думать о том, что у тебя толстый живот, кривые ноги, короткая шея, маленькая грудь. Надо вообще перестать акцентироваться на своих комплексах и понять, что внешняя оболочка - ничто, поскольку танцует душа. Примеров таких - масса! Возьмите испанок, которые в большинстве своем толстухи, но как при этом зажигательно танцуют фламенко - глаз не отвести. В такие моменты просто не обращаешь внимания, какого они размера. Конечно, встречаются и совсем "необучаемые" танцам. К такому "разряду" можно отнести людей с полным отсутствием чувства ритма. Но даже из них можно "вытянуть" какую-то пластичность, близкую их органике.

- В нашей стране последние годы безумно популярны восточные танцы. Они действительно позволяют женщинам раскрепоститься?

- Когда-то я сама прошла основы йоги, потом занималась таким танцевальным направлением, как modern dance, который близок к йоге. От этих занятий пошло умение восстанавливать дыхание, правильное, гармоничное, ровное развитие личности. Не буду углубляться во все нюансы, скажу лишь, что йога и modern dance - это своеобразный взгляд внутрь себя. Если грамотно подойти к себе, суметь расслабиться изнутри, то быстро перестанешь сопротивляться внешнему миру. А это очень важно - принимать мир, впускать его в себя и "плыть" по нему. Лично я в целебную силу восточных танцев не очень верю. В плане экзотики это может быть любопытно. Но для того, чтобы кого-то соблазнить восточным танцем, внутренне тоже надо раскрепоститься. Как ни крути, но, если у тебя ужас в глазах и думаешь о том, как выглядишь, все равно ничего не получится. В этом смысле, мне кажется, нашим женщинам лучше хороводы водить на природе. Утром или на рассвете. Босиком.

Еще новости
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 8
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 700
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 2
    [TIMESTAMP_X] => 2021-04-14 09:56:42
    [DATE_START] => 14.04.2021 14:55:46
    [DATE_END] => 25.04.2021 14:56:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=8
            [~VOTE_FORM] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=8
            [VOTE_RESULT] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=8
            [VOTE_FORM] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=8
        )

    [COUNTER] => 7
    [TITLE] => Суббота 24 апреля на Южном Урале объявлена единым днем проведения субботников. А вы пойдете на субботник?
    [DESCRIPTION] => Суббота 24 апреля на Южном Урале объявлена единым днем проведения субботников. А вы пойдете на субботник?
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => green
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=8
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=8
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=8
    [VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/podteksty-nado-igrat-talantlivo-i-s-umom/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=8
)
		

Суббота 24 апреля на Южном Урале объявлена единым днем проведения субботников. А вы пойдете на субботник?