Второй Международный фестиваль духовной музыки, прошедший в Челябинской области при поддержке губернатора, областного минкульта и митрополии, объединил шесть тысяч любителей музыки, семь городов и четыре епархии.
В Кыштыме, Челябинске, Южноуральске, Троицке, Магнитогорске, Сатке и Златоусте состоялись полноценные концерты, в которых приняли участие одиннадцать храмовых, детских, учебных и любительских коллективов области. В качестве почётных гостей выступили столичная академическая хоровая капелла имени Юрлова и хор "Доместик" из Екатеринбурга. Фестивальной столицей стал полуторавековой кыштымский храм Рождества Христова, славящийся божественной акустикой.
Магнитке повезло после Кыштыма принять у себя зарубежного гостя - Византийский хор святого Иоанна Дамаскина, открывший фестиваль. В его исполнении православные песнопения звучат в музыкальных традициях, соблюдавшихся в первые века христианства на Руси. Хор уже бывал с концертами в российских столицах, а в Челябинской области оказался впервые, и исполнители были покорены красотой и акустикой кыштымского храма.
Выступлению в переполненном зале Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина предшествовали обмен подарками и выражение гостями благодарности церковным и светским властям за организацию фестиваля и приглашение.
- Исключительная честь находиться здесь. Пусть вдали от родины, но в православной, родной по вере стране, - отметил хормейстер Византийского хора Иоаннис Папахронис.
- В русском Средневековье церковно-певческая традиция была близка византийской, основанной на однозвучье и дополнительном интонировании звука, - опередил маэстро расспросы журналистов на пресс-конференции перед магнитогорским концертом. - Сегодня в российских церквях принята многозвучная система. Эта разница в культурной и духовной традициях не мешает нам и вам одинаково искренне почитать и возвеличивать Господа: вера у нас одна.
- Именно такую музыку слушал князь Владимир, принимая решение о крещении Руси, - напомнил пресс-секретарь управления Магнитогорской епархии Лев Баклицкий.
Части концерта выстроили по принципу нарастания, а затем снижения темпа, чтобы, как объяснил руководитель хора, избежать монотонности. В программу включили духовные стихи, каноны и песнопения, исполняемые на литургиях в византийских храмах.
Начало концерта с появлением исполнителей из боковой двери - неспешное шествие к сцене монашеской братии в чёрном - было встречено шелестом восторженного вздоха.
До окончания концерта зрителей попросили воздержаться от аплодисментов, чтобы не разрывать впечатление. Возможно, это и послужило созданию эффекта, о котором многие рассказывали после концерта: слушали заворожённо, не замечая, где находятся, скорее ощущая атмосферу торжественности и одухотворённости. Порой ухо улавливало фразы, знакомые по богослужениям или собственному скудному греческому словарю, так что почти каждое песнопение удавалось мысленно приблизительно переложить на современный русский: "монотеос" - "единый Бог". И уж совсем неожиданным стало "Святый Боже, святый, крепкий" - так незаметно греческий перешёл в русский, словно не исполнители на нём пели, а восприятие перешло на двуязычие.
После концерта слушатели, вложившие в аплодисменты всю благодарность и радость прикосновения к прекрасному, не отпустили хор без "биса". Прощаясь, исполнители не дали развернуться аплодисментам: удалились, как и вошли, - неспешно, теперь уже под затихающее песнопение. Должно быть, не всякое выступление нуждается в громком признании - достаточно искренней душевной признательности.
Блиц-интервью "ММ"
Надежда Иванова, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижёр Магнитогорской академической хоровой капеллы имени С. Г. Эйдинова:
- К сожалению, не могла побывать на концерте в Магнитогорске, но с Византийским хором мы выступали в Кыштыме: они открывали фестиваль, а мы закрывали. Неплохой состав. Интересное исполнение, распевное, немного напоминает грузинское или армянское мужское пение - возможно, в этом и сказывается фольклорная основа византийского канона. Поют сложные произведения, и всё же… Как мне показалось, манера чуть простоватая. И - не знаю, какую программу они выбрали для нашего города, но то, на чём остановились в Кыштыме, пожалуй, было немного монотонно. Возможно, вместо шести-семи произведений следовало исполнить несколько разнообразных фрагментов. И ещё социальное наблюдение: столько мужчин заняты красивым, благородным, любимым делом - вызывает уважение. Да и сам фестиваль - отличный проект, а кыштымский храм - великолепная площадка: намоленная, звучащая, атмосферная.
Елена Андрианова, артистка камерного хора при Магнитогорском концертном объединении:
- Очень необычный концерт. Пятнадцать хористов и дирижёр - относительно небольшой коллектив, но впечатление очень сильное, и многое удивило. Исполнители выстраиваются не в ряд, а полукругом - специалисту не надо объяснять, как это меняет звучание. Дирижёр стоит не спиной к слушателям, как бывает обычно, а лицом, и сам задаёт тональность, по-особому распевает. Построение голосов - особое. У партии басов значимая роль: их четверо, и дыхание словно цепное - словно даже не набирают воздуха, и при этом не "уезжают" в сторону. Мы будто сидели в храме, под куполом с эхом. Программа на первый взгляд однообразна, но когда погружаешься в слушание, понимаешь всё разнообразие возможностей канона. Были протяжные и подвижные гласы. А ещё завораживает, кажется знакомым греческий: мне много раз в пении слышалось обращение "Господи!".
Анастасия Гольцова, артистка камерного хора при Магнитогорском концертном объединении:
- Превосходный концерт. Не анализировала, просто получила огромное удовольствие. Мы привыкли к духовной музыке Рахманинова, Бортнянского, Чеснокова, а византийский канон выразителен по-другому. В повседневности нам недоступно услышать такое: повезло соприкоснуться с незнакомой манерой исполнения в родном городе, да ещё по дешёвым билетам - по 150-200 рублей. Уверена, и профессионалы, и любители не остались равнодушны.