Приятно, что нынешний год разно-образен на фестивали. Есть среди них и такие, которые ни в кризис, ни уж в так называемое затишье сдавать позиции не собираются, привлекая массу зрителей. Речь о VII Международном гитарном фестивале имени Ивана Кузнецова.
Три дня в Левобережном дворце культуры металлургов и один день в консерватории фестиваль объединял бардов, классиков и джаз-гитаристов из России, Мексики, Венесуэлы, Южной Кореи, Хорватии, Израиля и Испании… И знаете, чем больше всего гордишься? Это единственный подобного рода конкурс не только в России, но и за рубежом, где большинство гитаристов и жюри - иностранцы.
Гитарный фестиваль закончился. Наша беседа для "ММ" с его основателем и директором Станиславом Мыльниковым: свою кухню он знает.
- Начнем с того, что для меня фестиваль начался в конце октября прошлого года, - рассказывает Станислав. - Я обратился к вице-президенту ООО "Управляющая компания ММК" по персоналу и социальным вопросам Александру Маструеву с единственной просьбой: "Вы не поможете - никто не поможет!" С этого все и закрутилось. Больше помощников как таковых и не было. Дворец культуры, ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск", реклама, даже изготовление призов-статуэточек - это все комбинат. Александр Леонидович бывает на всех концертах, которые я организовываю. И всегда с семьей. Бесконечно благодарен ему за помощь и не боюсь, что меня в этом кто-то может упрекнуть. Что же касается фестиваля имени Кузнецова… Он собрал невероятное количество гостей. Тут уже благодарность нашему художественному руководителю Григорию Новикову, выпускнику Нижегородской консерватории, занявшему на четвертом фестивале второе место. Помню, стоит такой смурной, голову опустил. Спрашиваю: "Ты чего расстроился? Из-за второго места?" Так он мне выдал: "Да я вообще-то в гипсе". Я аж выпал. Это уникальнейший человек, гастролирующий по всему миру. И все иностранцы, которых он к нам привозит на фестиваль, - его друзья. Тайцы, испанцы, корейцы, французы, испанцы, американцы - кого здесь только не было. И я по праву считаю, что Новиков, благодаря своим связям, тащит фестиваль на себе. Казалось бы, живет в Нижнем Новгороде, но мы считаем его своим. Он подтянул наш фестиваль до международного статуса. В свое время у нас были единичные иностранные гости, но конкурсантов - никогда. А седьмой по праву можно называть международным. Сейчас география существенно расширилась - от Таиланда и Японии до Венесуэлы и Бразилии. Хотелось бы добавить, что такого фестиваля, как у нас, в России больше нигде нет. Нигде не собираются одновременно джазисты, классики, барды…
- Не боитесь, что вас могут упрекнуть: развели тут солянку…
- Здесь посыл какой? Иван делал гитары как для классиков, так и для бардов. На его гитарах играют Леонид Сергеев, Вероника Долина, Олег Митяев - сейчас его гитара, кстати, висит в московском бард-музее "Гнездо глухаря"… Мы сделали на фестивале бард-направление. Это повелось с первого фестиваля. И считаю, этим он и привлекателен. Я был на фестивалях классической гитары, но это ж - мухи дохнут. Веселого, я уверяю, в одной только классике мало. Эта музыка, что ни говори, - специфическая: соберет только ценителей. На кузнецовском же фестивале у слушателя есть выбор: джаз, авторская песня или классика. Сначала были классика и барды, потом стали появляться джазисты. Единственное, не знаю, кем можно назвать Тимура Ведерникова. Я бы его назвал музыкантом всех направлений. Есть такие "светлые" головы, которые развалили Грушинский фестиваль: "Нам такие исполнители, как Ведерников, не нужны". Но, так, как исполняет Тим Юрия Визбора, никто из этих почитателей, ценителей и ревнителей авторской песни не сумеет никогда. Кстати, во второй половине мая он приедет к нам с концертом. Надеюсь, услышим песни Визбора.
- Получается, семь - счастливое число для фестиваля?
- Конечно. Но горькая нота все же была… В день гала-концерта у одной из лучших в стране гитаристок Кати Пушкаренко умер отец. Тогда-то я понял - мы семья. Надо было это видеть: на сцене праздник, а за кулисами - рыдают. Ни один не остался в стороне, все старались ей помочь. Это была одна из самых печальных страниц фестиваля.
- Вернемся к радостным моментам.
- В автобусе все обратили внимание на двоих восьмилетних мальчиков - один нижегородский, другой - таец. Сидят и мило так общаются. Притом на выдуманном ими же диалекте. И так все дни. Это первый момент. Второй - у нас очень сильная гитарная школа исполнителей от семи до семнадцати лет. У руководителя Юлии Бабкиной вон сколько лауреатов набралось среди детей и подростков - магнитогорская гитарная школа даст фору всем. В-третьих, мы умеем принимать гостей, этого у нас не отнимешь. Мне рассказывали, как в Питере проходил фестиваль: живут в одном углу, играют в другом, едят в третьем. И так целый день они с этими гитарами шарахаются по городу. У нас же - живут в доме отдыха "Юбилейный", там же репетируют, а на концерты мы их в автобусе везем. И последний радостный момент: взявший первую премию парень из Санкт-Петербурга Дмитрий Родичев получил из рук корейского мастера Ким Хи Хонга гитару стоимостью шесть тысяч евро. Такое на фестивале случилось впервые. А в следующем году мы планируем еще одно новшество - мастер-классы ведущих гитаристов мира.