По городу уже колесит трамвайчик, оформленный яркой символикой фестиваля, газеты, радио и телевидение вовсю рекламируют грандиозное событие, впервые состоявшееся за пределами областного центра. Но, как показывает статистика продаж билетов, в особой рекламе фестиваль не нуждается - билеты на спектакли расхватывают, как горячие пирожки на морозе.
В ожидании аншлагов
В театре оперы и балета всё стабильно: на родную "Иоланту", также выдвинутую на соискание победы в "Сцене", из 260 билетов в продаже осталось всего 12 - в предвкушении аншлага театр открыл продажу приставных мест. На спектакль "Экспедиция" Челябинского областного театра кукол имени Вольховского осталось 22 билета. Между тем, спектакль интересен: кукольный, но для взрослых, он отличается технически сложнейшей декорацией, на монтаж которой уходит больше восьми часов. Театру "Буратино" достались почти все дневные спектакли - горожане в это время работают. Но, по словам администратора театра, на все постановки и у них распродано больше половины билетов.
Особо повезло, конечно, драматическому театру имени Пушкина - и зал побольше, и спектакли вечерние. По словам администраторов театра, осталось буквально по паре билетов на каждый спектакль. Особый ажиотаж зрителей вызвала, как ни странно, "Жанна д'Арк" Челябинского государственного академического театра оперы и балета. Четыре номинации на главную театральную премию страны "Золотая маска" сделали своё дело. На втором месте, конечно, комедии, особенно "Афера по-французски", заявленная Челябинским государственным академическим театром драмы имени Орлова, и "Венецианские близнецы" в исполнении труппы почти легендарного златоустовского "Омнибуса".
Кстати, именно благодаря директору "Омнибуса" Александру Романову и заместителю министра культуры Челябинской области Григорию Цукерману фестиваль "Сцена", проводимый уже 27 лет и, не будем скрывать, чуть было не "сдувшийся", обрёл новое дыхание. Как говорят в кулуарах, на одном из заседаний правления областного союза театральных деятелей оба в один голос заявили, что лучше уж отказаться от проведения "Сцены" совсем, чем проводить его как в последние годы. А в последние годы комиссия оценивала спектакли региональных театров буквально по присланным видеозаписям. Цукерман и Романов предложили своё видение фестиваля, который объединил бы на одной площадке все театры области, предоставил возможность "вариться в одном котле" - общаться, обсуждать, набираться опыта, обогащая таким образом. Была озвучена и давняя мечта организаторов "Сцены" - вывезти фестиваль из Челябинска. Первой на очереди, разумеется, стояла Магнитка - как самый крупный город после областного центра. С идеей пришли к губернатору - и Борис Дубровский активно её поддержал.
Культурная "столица"
- Нынешнюю "Сцену" по масштабам, даже не региональным, а всероссийским, можно назвать грандиозным событием, - с радостью говорит журналистам Григорий Цукерман. - На фестивали федерального уровня приезжают обычно пять - семь театральных коллективов, и это считается солидной цифрой.
- Сегодня, когда все сферы существуют в режиме жесточайшей экономии и даже самые богатые регионы страны, которые раньше славились пышными театральными фестивалями, отказываются от них, ваша "Сцена", конечно, впечатляет, - поддерживает замминистра культуры Челябинской области московский театральный критик, председатель жюри фестиваля "Сцена-2016" Ольга Кораблина. - За почти полвека, которые приезжаю в Челябинскую область, могу вспомнить разве что гастроли в областном центре Магнитогорского драматического театра имени Пушкина с той самой знаменитой "Грозой", и вот сегодняшний масштабный проект. Радует, что в Челябинской области идёт полноценный театральный процесс - со всеми изъянами, проблемами, взлётами и падениями. Но это и есть полноценная театральная палитра, в рамках которой существуют вся театральная Москва, Санкт-Петербург, финансово благополучные регионы - и вы. Фестиваль пока только стартует, все эмоции лишь в сослагательном наклонении, но уже могу сказать, что фестиваль обещает быть интересным хотя бы по причине полноценной разножанровой программы. Представлены спектакли от русской классики до современной зарубежной драматургии.
- Магнитогорск всегда ассоциировался с великой хоккейной командой, со сталью, с нашими первыми палатками, но никогда не было ассоциации Магнитки с театральной столицей, - обратился заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман к зрителям на официальном открытии фестиваля "Сцена". - Подготовка к этому фестивалю была достаточно серьёзной, и большое спасибо скажем Борису Александровичу Дубровскому за поддержку идеи проведения его именно в Магнитогорске.
- Да, все привыкли, что Магнитогорск - стальное сердце родины, твёрдое плечо в производстве, но нашим жителям присущ и культурный вкус, - поприветствовал участников и гостей "Сцены" исполняющий полномочия главы города Сергей Бердников. - Мы постарались сделать всё, чтобы фестиваль прошёл на высшем уровне. Осталось лишь, чтобы те, кто будет по ту сторону зала, прочувствовали тепло наших сердец.
"Игры для взрослых"
Фестиваль начал работу ещё до официального открытия - днём в театре "Буратино" состоялся первый конкурсный показ. Это был спектакль "Идеальная пара, или Игры для взрослых" Верхнеуфалейского муниципального театра "Вымысел". Смею предположить, что название театра напрямую связано с его историей. Для маленьких городков, подобных Верхнему Уфалею, наличие театра - роскошь почти непозволительная, и многие годы труппа "Вымысла" работал на любительском уровне, став официальным образованием сферы культуры лишь несколько лет назад. В труппе всего семь человек, они задействованы почти во всех постановках. Все молоды и красивы - потому и позволили себе "Игры для взрослых", шедшие с возрастным ограничением "18 +", ибо заявлен спектакль как "эротическая комедия".
Искромётный спектакль о любви, страсти, изменах и прочих нелепостях, в которые попадает молодая семья, не мог оставить зрителя равнодушным. Потому в театре "Буратино" переаншлаг.
- С удовольствием отхохотали два с лишним часа, - говорят молодожёны Виктор и Надежда, которым билеты на "Идеальную пару" подарили друзья. - Нельзя сказать, что наша молодая семья сталкивалась с такими же ситуациями, но во многих диалогах, сценах действительно узнавали себя, и это делало спектакль ещё смешнее.
У себя в Верхнем Уфалее "Идеальная пара, или Игры для взрослых" собирает неизменный аншлаг. Потому что сама постановка стала результатом многочисленных просьб зрителей поставить комедию.
- Зрители обожают этот спектакль, - говорит директор фестиваля "Сцена", директор Челябинского государственного драматического "Камерного театра" Илья Коломейский. - Потому что зачастую наш зритель, измученный работой и жизненным темпом, приходит в театр не лицезреть торжество высокого искусства, а просто
отдохнуть. Такие спектакли позволяют это сделать: мужчинам - насладиться красотой актрис, женщинам - интересными мужчинами. Другое дело, "Идеальная пара" - не фестивальный спектакль: рассчитан не на оценку критиков, а на любовь зрителей. Но в таких маленьких городках, как Верхний Уфалей, и "зрительские" спектакли не собирают залы, так что коллектив "Вымысла", безусловно, заслуживает всяческой похвалы.
От себя добавлю: несмотря на сам жанр бульварной французской пьесы и откровенное раздевание актрис на сцене, верхнеуфалейцам удалось остаться на грани красивого приличия, в чём несомненная заслуга как постановщиков
спектакля, так и актёров.
"Дни Победы"
А окончился первый фестивальный день вечерним спектаклем "Дни Победы" магнитогорского драмтеатра. Главный режиссёр театра и постановщик "Дней" Максим Кальсин в своём решении выставить на фестиваль именно эту постановку был понят не всеми. Ещё бы, ведь в прошлом году в театре было четыре премьеры, в числе которых "Любовь в большом городе" и "Амадеус", вызвавшие восхищение публики. Но то ли не хотелось делить победу с театром оперы и балета - партнёром драмтеатра по "Амадеусу", то ли действительно военная тематика так саднит душу русского народа, Максим Георгиевич остался при своём мнении.
- Это очень важный спектакль, - говорит Максим Кальсин. - Он касается сокровенных струн нашей души. Как режиссёр, хочу посмотреть, насколько он пронзает сердца и зрителей, и критиков. К тому же, это в крайней степени необычный, даже странный спектакль.
Никаких декораций - лишь глухой чёрный фон, на котором разыгрываются восемь моноспектаклей. Герои делятся воспоминаниями о днях Победы. Тут ремарка: поначалу в постановке было девять монологов, хотя в пьесе автора их восемь. Девятый - специально для магнитогорцев: история девочки из нашего города, рассказанная ею самой, она жива по сей день, и интервью у неё брала актриса - исполнительница роли.
Первая страница "Дневника фестиваля" написана. Идите в театр и смотрите лучшие постановки областных коллективов. На это у вас есть почти неделя.