Четвёртый сезон проекта "Большие гастроли" позволил магнитогорцам увидеть "Варшавскую мелодию" (12+), "Интимную комедию" (16+) и "Чайку" (12+) Тамбовского государственного академического драматического театра.
Воспоминание в двух действиях Леонида Зорина "Варшавская мелодия" - история любви и вынужденной разлуки советского фронтовика и польской певицы - в версии питерского режиссёра Сергея Щипицына получила обнадёживающий финал. Актёры Анна Тимошина и Сергей Ключников представили своих персонажей в трёх возрастах. Метафорой обретённого влюблёнными горького опыта стали три бутылки вина, сопровождавшие три встречи с разницей в десятилетия. Молодое и дешёвое пили дома из гранёных стаканов, бедные и счастливые. Зрелое, выдержанное - из дорогих бокалов, состоявшиеся, но потухшие в разлуке с любовью. И наконец, из случайных чайных чашек, смиренно неся свой крест, но не отрекшись от любви, дегустировали вино собственной рецептуры.
Чеховскую "Чайку" магнитогорские зрители увидели в постановке московского режиссёра Аркадия Каца, подтвердившей, что литература и драматургия девятнадцатого века - столбовая дорога женской судьбы. Талант актёрского ансамбля убедил: женщины в России уходящей куда напористее и ожесточённее мужчин. Театральная дива Аркадина - Ирина Горбацкая - манипулирует близкими и властвует в быту, как на сцене - актёрской игрой, Нина Заречная - Ольга Сирото - рискнула судьбой и репутацией ради театра и любимого, Маша - Анна Тимошина - вырывает любовь из сердца, соединив жизнь с постылым, её мать - Елена Фёдорова - готова разрушить семейное благополучие, чтобы быть с дорогим ей человеком. И как всегда у Чехова, все любят безнадёжно и все несчастливы.
Комедия положений "Интимная комедия" Ноэла Кауарда в жанре "игра любви" с бурными расставаниями и примирениями, представила яркие комедийные и танцевальные дарования артистов. И как в предыдущих спектаклях, лаконичность декораций сыграла на атмосферу весёлой неразберихи: режиссёр Николай Елесин признаётся, что намеренно минимизировал наличие мебели на сцене, обеспечив, прежде всего, разницу высот, позволяющую шумно перескакивать с одного предмета на другой.
И отдельная похвала Анне Тимошиной: в дни гастролей никто не плакал и не смеялся на сцене так много и так искренне, погружая зрителя в атмосферу сопереживания.
О тамбовском театре с двухсоттридцатилетней судьбой журналист "ММ" побеседовал с директором Тамбовского областного академического драматического театра Петром Куликовым.
- С Тамбовским академическим связаны такие знаменитые фигуры, как актёры Павел Молчанов и Василий Качалов, поэт Гавриил Державин. Возраст учреждения культуры и славные имена - добротная основа. Какие традиции живут в вашем театре?
- С одной стороны, их так много, что все не перечислить. С другой - сохранить их в первозданном виде два с лишним столетия просто невозможно. Скажу о некоторых. Начинаем спектакли на семь минут позже назначенного. Как ни парадоксально - прежде всего, из уважения к тем, кто не опоздал: если дать время опоздавшим занять место, они не помешают ни уже сидящим зрителям, ни артистам. Празднуем юбилеи артистов. После новогодней кампании выдыхаем и 13 января отмечаем наш, актёрский новый год. Ежегодно пятого декабря, в день рождения театра, ставим в его честь специальный спектакль.
- Магнитка увидела три очень разных по характеру и соотнесённости с эпохой спектакля. А что видят тамбовцы?
- Традиционно работаем одновременно в нескольких проектах. Каждый спектакль в репертуаре обеспечивает жанровое, тематическое и "языковое" разнообразие. Вы, например, видели "Варшавскую мелодию" - это из советской классики. Другое направление - сотрудничество с современными, ныне живущими авторами. Они бывают у нас, корректируют постановки. Так была создана социальная драма "Возвращение" по пьесе Николая Железняка "Квадратные колёса" о кризисе сорокалетних и вечных вопросах бытия, принятое зрителем с большим интересом. Ставим зарубежную классику - мольеровский "Дон Жуан" не сходит с афиш. Особенно широко представлена русская классика - рады, что ваши зрители тепло приняли нашу "Чайку". Предлагаем сценическую площадку для режиссёров-дипломников. Как видите, не отказываемся ни от эксперимента, ни от проверенного временем. Занимаемся также просветительской деятельностью - лекции об истории российского и зарубежного театра собирают до полусотни человек, их посещает даже университетская профессура. При театре работает Дом творческих работников, где проходят встречи с театральными деятелями. Растим детскую аудиторию. Стремимся как можно шире представить диапазон жанров. Чего у нас никогда не будет в репертуаре - это пошлости. Комедии - да, они пуповина репертуара. Зрители приходят отдохнуть, расслабиться, а театр такого уровня один в городе.
- Магнитогорские коллеги представили тамбовцам "Изобретательную влюблённую" (12+), "Тёмные аллеи" (12+) и "Любовь в большом городе" (16+). Как отбирался гастрольный репертуар Магнитогорского драматического театра для тамбовских зрителей?
- Исключительно по нашему заказу. Интересовало, прежде всего, то, чего не хватает в нашем репертуаре. И кстати, благодаря внимательному рассмотрению магнитогорской "афиши", мы уже подумываем о необходимости обращаться к авторам, работавшим на стыке эпох, культур и видов искусства - таких как Вуди Аллен или Иван Бунин, которых ставит Магнитка. Вернёмся и к вымытому из нашего репертуара поэтическому направлению: ваша "Изобретательная влюблённая" свидетельствует о перспективности этого направления.
- У ваших постановок очень лаконичное оформление. Это особенность гастрольных спектаклей или общая политика?
- Вы верно заметили: при условном оформлении сцены мы безусловны в костюмах: они всегда исторически достоверны. У нас небольшой театр, небольшая сцена, можем себе позволить минимализм, но - обоснованный. Работаем с интересными художниками, придаём огромное значение сценографии. "Чайку", например, оформил Михаил Френкель - известнейший сценограф, автор книг. Завидуем вашему партнёрству с Алексеем Вотяковым - это значительная фигура в театральном мире, настоящий сценограф, мыслит категориями пространства.
- Традиционный вопрос - о творческих планах.
- Новый год начнётся новым спектаклем - мелодрамой "Вальс одиноких".
- Удачи!