Организаторы творческого проекта - картинная галерея, магнитогорское отделение Союза художников России при участии всероссийской творческой организации Союза художников. Генеральный партнёр биеннале - управление культуры города.
Популярность арт-проекта растёт, что доказывает география участников фестиваля. Выставком отобрал около 400 произведений более 150 авторов. Художественные творения принадлежат мастерам из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска, Златоуста, Кировграда, Орска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска. В творческом конкурсе участвуют художники из Москвы, Казахстана, Башкортостана. Мастеров кисти и резца привлекают состязательные возможности фестиваля, который проводится на конкурсной основе.
Награждение победителей в номинациях живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и арт-объект дипломами и медалями состоялось 17 июня - в день торжественного открытия фестиваля.
Открытие экспозиции предваряла пресс-конференция, и первое слово было предоставлено московской гостье - начальнику отдела информации Союза художников России, заслуженному деятелю искусств Татьяне Бойцовой.
Искусствовед высоко оценила творческий уровень работ, который всегда отличал художников Магнитки. Отметила, что город известен именитым столичным живописцам, которые часто посещали коллег по художественному цеху. Каждый их приезд пополнял запасники галереи произведениями искусства, преподнесёнными в дар городу.
Нынешний фестиваль привлекает художников темой - современное искусство. О его сущности в творческой среде до сего времени не утихают споры: что есть основа новых веяний - традиционное искусство или работы, ориентированные на прозападные течения?
- В стране появилось иное, отличное от классической манеры письма современное искусство, где речь не о "диалоге" художника и плоскости холста. Чаще всего это другое пространственное решение, как в видеоарте, где не требуется умения профессионально владеть кистью и резцом. Современное искусство - это различные стили, жанры, направления. Однако мы не поддерживаем тех, кто пытается приобрести известность через эпатажность, хулиганство, как, например, поджёг двери известного здания на Лубянке.
Главными критериями ценности произведения должны быть художественная состоятельность, уважение к традициям прошлого.
Россия - единственная в мире страна, где существует академическая школа изобразительного искусства. Классические традиции живописи сохраняют ведущие вузы, например, Строгановка, институт имени В. И. Сурикова. На факультетах изучают и новые течения, выпуская профессионалов, которые способны обогатить искусство новыми стилями, направлениями, решениями.
Татьяна Бойцова отметила важность и нужность проекта, который может придать новый импульс развитию искусства в Магнитогорске. Творческий рост невозможен без общения, знакомства с достижениями мастеров по цеху, работающих в других городах и регионах.
По мнению московского искусствоведа, проект можно проводить реже, допустим, раз в три года, но масштабнее: привлечь гранты президента, ведущих художников страны в статусе кураторов, использовать новые формы, что позволило бы "Лабиринту" стать значимым событием в художественной жизни Урала.
Начальник управления культуры городской администрации Александр Логинов, член правления Магнитогорского отделения Союза художников России Ринат Шарафутдинов, директор картинной галереи Юлия Кривошапко говорили о возросшем числе художников, прошедших конкурсный отбор фестиваля. О том, что биеннале-2016,
преодолев границы региона, объединил творческих людей от Ханты-Мансийска до Казахстана, о трудном выборе и спорах жюри, затянувшихся до ночи, об издании каталога, который бы отобразил многообразие экспозиции.
- Биеннале как совместный творческий проект стал одним из значимых в череде мероприятий, посвящённых городским праздникам: стартовав 11 июня, они закончатся 15 июля, - отметил Александр Логинов. - "Лабиринт" становится брендом Магнитки, способным повысить и туристическую привлекательность города.
Ринат Шарафутдинов уточнил, что приз зрительских симпатий будет присуждён в завершение работы выставки. Отвечая на вопрос о жанрах, отметил, что в экспозиции преобладают натюрморт и пейзаж, но мало портретов и тематических работ.
Поскольку даже краткий обзор победителей биеннале занял бы не одну газетную полосу, остановимся лишь на отдельных образцах экспозиции, побудив читателей посетить выставку и воочию убедиться в её разнообразии и богатстве.
Патриотична работа главного художника города Александра Мельникова и Татьяны Лихачёвой "Были-небыли о Магнитке".
В шести графических листах отражены исторические вехи города от былинного богатыря Атач, первого строителя Виктора Калмыкова до соцгорода архитектора Эрнста Мая.
- Лубок позволяет говорить просто о сложных вещах,- объясняет Татьяна Николаевна. - На выставке представлена лишь часть работ - шесть из шестнадцати. Если бы не помощь краеведческого музея, проект бы не состоялся. Мы называем тему, а сотрудники музея находят исторический материал.
- Задумок много, - продолжает Александр Мельников. - Стараемся найти малоизвестные страницы истории города. Незаслуженно забыта единственная в мире женщина-металлург, которая работала на комбинате в годы войны. Или, например, легенда о металлической аллее, листья которой первостроители вырезали из консервных банок.
Текст лубочных картинок выдержан в "высоком штиле", например, о Викторе Калмыкове сказано, что "в память о нём наречена одна из улиц города".
Картинки будто созданы для воспитания патриотизма, заниматься которым надо бы с детсадовского возраста. А ещё лубочное повествование о Магнитке, увеличенное до размеров плаката, прекрасно бы смотрелось на главной площади города - своеобразный туристический путеводитель, в котором народным языком рассказана славная и сложная история города первых пятилеток. Авторы "Былей" в номинации "Графика" получили диплом I степени.
Гран-при в этой же номинации у магнитогорского художника Александра Яковлева. "Портрет на окраине города" продолжает тему гоголевского маленького человека, только теперь, в ракурсе современности, он затерян в зарослях железобетонных коробок.
Творчество Максима Нуштаева из Нижнего Тагила было отмечено Гран-при в номинации "Арт-объект". Его работа "Тревожный сон сантехника Василия" напоминает портрет Железного дровосека, на языке тинэйджеров - андроида, собранного из металлолома: гвозди заменяют бороду, в курительной трубке угадываются детали крана, вместо уха торчит ручка от мясорубки. Что снится Василию - не ведомо. Скорее всего, фантасмагоричный образ сантехника является в ночных кошмарах обитателям многоэтажки после очередного капремонта дома.
В этой же номинации дипломом II степени награждён Александр Брусницын из Нижнего Тагила. Его арт-объект "Пророчество Босха" изображает земноводных, пауков и фантастических тварей, которые, обретя металлическую трёхмерную сущность, "расползлись" с полотна нидерландского живописца.
Екатеринбург представил на биеннале богатую коллекцию эмали, отобразив на пластинах и классическое направление искусства, и авангардные течения.
Гран-при в номинации "Живопись" жюри присудило Ринату Шарафутдинову. На выставке он представил портретные работы и серию пейзажей.
Восхищают колористические нюансы в анималистической работе "Кабаны", выполненной в технике флорентийской мозаики.
Вызывают улыбку забавные малыши, образы которых исполнены в технике "батик". Заставляют задуматься о нравственных ценностях коллажи из джинсовых карманов и лейблов с муляжами валют, а деревянные иконы поражают тем, сколь виртуозно мастер владеет резцом:
- Это и есть самостоятельный поиск путей к истине через лабиринт личностного опыта в искусстве, - говорит главный хранитель МКГ Марина Абрамова. - Одна из целей проекта - демонстрация разнообразия трактовок широкого круга тем, диапазона выразительных средств, форм и возможностей современного изобразительного искусства. Великолепно выступили живописцы. Ильяс Усманов из Орска получил золотую медаль биеннале. Восхищает сдержанная гамма его полотен, аристократический свет и тонкий юмор сюжетов. Художник талантлив, неординарно мыслит, заставляет задуматься. На выставке много хороших колористов. Надо ходить и любоваться каждой работой.