Так пятидесятилетие творческой жизни художника совпало с очередной успешной работой в Магнитогорске.
Шумная премьера стала как бы точкой отсчёта грядущих юбилеев. Дело в том, что Вячеслав Виданов в Магнитке человек не случайный. Именно он с коллегами в 1991 году возрождал новый драматический театр и десять лет пестовал, обновлял и обеспечивал сегодняшнюю славу магнитогорской "драмы".
"Понаехали", да так удачно!
Девяностые годы стали для всей страны временем разочарования и размежевания. Национальные республики, взяв суверенитета кто сколько может, выдавливали русских яростно и жестоко. Так группа актёров из душанбинской театральной студии "Полуостров" во главе с художественным руководителем Валерием Ахадовым и художником Вячеславом Видановым и появилась в Магнитогорске.
"Таджикскую" труппу встретили тепло и заинтересованно. Благодарные душанбинцы с головой окунулись в любимое дело, театр "задышал". Спектакли шли валом, творческий дуэт Ахадов-Виданов творил чудеса. Сначала были спектакли, сделанные ещё в Душанбе. Потом между новыми постановками "пушкинцы" играли в фильмах, которые ставил Валерий Бокиевич: "Я обещала, я уйду", "Личная жизнь королевы", "Женщин обижать не рекомендуется". Затем состоялось знакомство магнитогорских театралов с великой Ани Жирардо, работа с юной Анн Сельер, которая через два десятка лет вновь вернулась в полюбившийся Магнитогорск, чтобы поставить "Амадеус". Время было для магнитогорского театра насыщенным, знаковым и определяющим. До сих пор поклонники с придыханием вспоминают кинофестиваль "Хрустальная слеза" и театральный фестиваль "Театр без границ".
- Всякий раз мы с Валерой говорили, что этот фестиваль будет последним, - вспоминает Вячеслав Виданов. - И каждый год начинали всё снова: звонки, переговоры, организация, участники, просмотры, поиск средств. В итоге сюда ехали театры со всей страны и из-за рубежа.
С 1991 по 2002 год Ахадов и Виданов приучали людей ходить в театр, любить его. Кстати, в 2011 году влиятельный журнал Forbes опубликовал список десяти самых интересных провинциальных театров страны - и среди них Магнитогорский драматический театр имени Александра Сергеевича Пушкина.
Потом наступил перелом: всё уже было налажено, директор театра Владимир Досаев прекрасно знал, что ставить, каких режиссёров приглашать, часть режиссёрской работы взял на себя Сайдо Курбанов. Вячеслав Виданов подготовил себе отличную замену: Алексей Вотяков стал достойным преемником главного художника. Всё складывалось хорошо, уезжали в Москву с чистой совестью. Обоих влекло кино, да к тому же Уфа пригласила поработать в драмтеатре главным художником. Одновременно завертелась жизнь вокруг других городов и театров: Баку, Минск, Москва, Руан…
Профессия, ставшая призванием
Мы знакомы без года полвека, со времён, когда Слава был студентом архитектурного отделения Душанбинского политехнического института, а я делала первые шаги на телевидении, оба ходили в народный театр. До института он окончил художественное училище, и, как потом доказала практика, сочетание возможностей живописца с умением видеть и "собирать" пространство, соединенные со строительными навыками, давали мощный простор фантазии, помогали в реализации многих, порой сумасшедших задумок. Может, поэтому в любом театре, на любой кинокартине он сразу находит контакт с постановочными цехами, с рабочими. Сам смастерит, подскажет, если что-то не так.
- Я всё время в работе, даже когда её нет, - говорит он. - Много читаю, бываю на выставках. Если не занят на спектак-
ле или в кино, пишу картины. Когда пригласили на "Хануму", перелопатил кучу книг, все фильмы пересмотрел о Параджанове, Пиросмани, всё, что связано с обычаями, культурой грузин и армян…
Когда в театре решили ставить "Хануму", тут же вспомнили о Виданове. Ирина Денискина, заведующая труппой, предложила его кандидатуру, позвонили, и Слава тут же согласился. Приехал через много лет, чтобы порадовать любимый Магнитогорск ярким, радостным, общепримиряющим спектаклем.
- У меня здесь немало друзей, со многими поддерживаю связь, приехал и пригласил их на премьеру. Слава богу, работа удалась, друзья остались довольны, хвалят. Рад, что не испортил впечатления через столько лет. Повезло с режиссёром Марией Большаковой, с которой сразу нашли общий язык. В декабре прошлого года приехал со своим видением "Ханумы", привёз эскизы. И вот Маша рассказывает свою концепцию, я раскладываю эскизы - и наше видение спектакля полностью совпадает! Это притом, что я не люблю работать с незнакомыми режиссерами, особенно с женщинами.
Коллекция впечатлений
Несомненно, "Ханума" войдёт в "боевой арсенал" театра, спектакль повезут на фестивали, - такие вещи всегда находят отзывчивых и благодарных зрителей. Вполне вероятно, что лет эдак через "надцать" весёлая неприхотливая и звучная комедия Авксентия Цагарели войдёт в знаменитую "Коллекцию впечатлений". Так называется только что запущенный проект драматического театра имени А. С. Пушкина. Он призван дать возможность зрителям ещё раз пережить впечатления от просмотра "звёздных" постановок, а может, и увидеть впервые.
Какой будет следующая встреча, что мы увидим? У театра, к счастью, за эти годы накопился немалый багаж интересных работ. Приятно сознавать, что основу нового этапа Магнитогорского драматического театра заложили талантливые посланцы далёких окраинных земель распавшегося Союза. Сегодня в театре нет никого из той плеяды: разъехались, ушли в лучший мир. Но время от времени накрывает душанбинцев память о чудном времени по имени Магнитогорск, и они шлют приветы, встречаются со зрителями, ставят здесь спектакли или привозят фильмы.
- Что дальше? Работа всегда найдётся, - уверен Вячеслав Виданов. - И с Магнитогорском связи не теряю. Здесь мне хорошо, комфортно. Пригласят - обязательно приеду. И что-то мне подсказывает, что приезды в Магнитогорск будут продолжаться. Так что не прощаюсь.