То, что фестивали почти родственники, никто и не скрывал: за несколько дней работы на сцене театра оперы и балета демонстрируют несколько спектаклей и большой гала-концерт, в котором, словно жемчужины в бусах, нанизаны лучшие образцы классического певческого искусства.
В Магнитогорск съезжаются лучшие представители своего жанра, исполняющие главные партии в постановках Магнитогорского театра оперы и балета. Потому и названия фестивалей родственны: заканчивая театральный сезон весенней "Вива опера!", зиму город встречает грандиозной "Виват оперетта!"
Справедливости ради, многие годы организаторы "Вива оперы" пытались объединить оперу и оперетту в рамках одного фестиваля, и попытки эти были весьма успешны. Но по ходу развития фестиваля вызревало логичное решение развести жанры, безусловно, оба достойные собственного фестиваля. Идея "Виват оперетты" окончательно сформировалась в предложение в конце прошлого театрального сезона, подготовка началась со старта сезона нового.
И всё-таки фестивали отличаются друг от друга. В более опытном оперном гала-концерт подают зрителям в заключительный день - блестящим фейерверком самых признанных арий и ансамблей из величайших творений оперных гениев. В "Виват оперетта!" решили пойти от обратного: сначала закружить зрителей в вихре гала-концерта, в котором для зрителей прозвучали, с позволения сказать, хиты классической оперетты и так называемых советских оперетт - жанра, сформировавшегося на заре советской эпохи, использующегося в любимых кинокомедиях и прочно вошедшего в сердца многих поколений жителей страны.
- Для нашего театра репертуар гала-концерта нов на девяносто процентов, - признался на пресс-конференции перед открытием фестиваля директор театра оперы и балета Илья Кожевников. - Оперетту в нашем исполнении зрители любят давно, а вот до творений советских композиторов всё руки не дойдут. Партитурами с нами любезно поделились театры других городов.
Как и "Вива опера!", "Виват оперетта!" знакомит магнитогорцев с гостями - профессионалами оперетты. В этот раз в Магнитогорск приехала ведущая солистка Новосибирского музыкального театра - бывший театр музыкальной комедии - Анна Фроколо, а также солист Алтайского государственного театра музыкальной комедии Арсен Митичашвили - между прочим, наш земляк.
- Вместе с Арсеном начинали работу в Магнитогорском театре оперы и балета артистами хора, - рассказывает Илья Кожевников. - Окончив Магнитогорский музыкальный колледж, Арсен получил высшее профессиональное образование в Челябинске, работал в Иркутске, теперь в Барнауле. С большим удовольствием смотрю видео с работами Арсена, отмечаю его профессиональный рост.
- Очень волнительно было спустя пятнадцать лет снова выйти на сцену родного Магнитогорского театра оперы и балета, в котором когда-то буквально жил. Этакий призрак оперы из хорового класса, - смеётся в ответ Арсен. - Испытал шквал ностальгических эмоций, не терпится вновь предстать перед публикой.
С собой Арсен привёз супругу, также солистку Алтайского театра Александру Карпову и маленького сына, командирским плачем не разрешившего маме принять участие во встрече с журналистами. В Магнитогорске живёт мама Арсена - видимо, ей и досталось счастье быть с внуком во время гала-концерта. Во всяком случае, выступление супружеского дуэта прошло блестяще, они представили на суд зрителей два дуэта из советских оперетт, которые и в Новосибирске, и в Барнауле, да и во всех других городах проходят с неизменными аншлагами.
- Великое счастье встретить профессионалов и в эту же минуту создать с ними что-то новое, и большое спасибо за эту возможность магнитогорскому фестивалю, - говорит солистка Новосибирского музыкального театра Анна Фроколо. - В гала-концерте у меня три номера: дуэт Поленьки и Митруся из "Холопки" Николая Стрельникова, песенка Глории "12 музыкантов" из оперетты Юрия Милютина "Цирк зажигает огни", "Саша, Лёша, Тоня" из "Белой акации" Исаака Дунаевского, для которого мои партнёры выучили степ - новый вид творчества для них.
- Совсем новый, - смеётся Валерий Муртазин, который исполняет "Сашу, Лёшу, Тоню" в ансамбле с Анной и другим солистом театра оперы и балета Георгием Буньковым. - Технически танцевать степ научиться можно, хоть и трудно, но главная задача - исполнить это надо так легко, непринуждённо и даже слегка небрежно, чтобы зритель не почувствовал, насколько ты пока не мастер.
Забегая вперёд, отмечу, это ребятам удалось на славу. Собственно, весь гала-концерт пролетел буквально на одном дыхании. Выгодной отличительной чертой его было то, что, в отличие от гала-концерта оперного фестиваля, здесь исполняли не стационарные арии у микрофона, а разыгрывали целые сцены из той или иной оперетты. Снова блестящей характерной актрисой продемонстрировала себя Лариса Цыпина, великолепно сыграв Семёновну в дуэте с дедом Захаром - новым приобретением театра солистом Ильёй Скляровым, который только вошёл в труппу и уже производит на зрителей прекрасные впечатления. Впрочем, блестящи были практически все. Единственное, что выгодно отличало гостей фестиваля от местных певцов, это, безусловно, большая подвижность на сцене и более естественная для оперетты манера исполнения.
Оба этих отличия - результат натренированности в жанре, требующем выносливой "дыхалки", чтобы петь и одновременно танцевать.
Что касается вокала, то у Арсена Митичашвили, Александры Карповой и Анны Фроколо, опять же, из-за узкой творческой направленности, открытое произношение - гласные пропеваются на улыбке или "круглым" раскрытым ртом, в то время как наших артистов, заточенных больше на оперу, отличает так называемое "купольное" пение. Проще говоря, вместо "ля-ля-ля" поют "лё-лё-лё", что для оперетты несколько… тяжеловато, скажем так.
Но закончу мажором. Кажется, в Магнитогорске совсем скоро появится советская оперетта, и причин тому много. Во-первых, партитуры уже есть, ключевые партии певцами и оркестрантами выучены. Во-вторых, сшиты роскошные костюмы. Ну а в-третьих, есть в Магнитогорске балетмейтер и режиссёр-постановщик Геннадий Бахтерев, постановки которого десятилетями проходят и в Новосибирске, и в Барнауле. Так что, кажется, пришла пора осесть на сцене театра оперы и балета и "Бабьему бунту", и "Белой акации", и "Холопке", и прочим образцам блестящей советской оперетты, конечно же, гораздо более близкой россиянам.
С особым трепетом зрители ждали "Марицу" - спектакль прошёл в рамках "Виват оперетта!" в минувшее воскресенье. К звёздному составу - Анна Фроколо (Лиза), Арсен Митичашвили (Зупан), Валерий и Сергей Муртазины (Тассило и Популеску) - в тот вечер присоединилась блестящая Марица - народная артистка России Наталья Заварзина - тоже магнитогорка, ныне заведующая кафедрой Челябинского музыкального института, прима Челябинского театра оперы и балета. Для Натальи Александровны эта оперетта во многом примечательна. Во-первых, это её любимая роль - по словам певицы, "Марица" даёт ей простор для творчества и полёта. Во-вторых, именно под Заварзину в Челябинске ставил "Марицу" один видный петербургский режиссёр. Наконец, в-третьих, кажется, именно Марица стала для Натальи Заварзиной первой ролью в Челябинске и последней - на родной сцене. Как шепчутся коллеги, певица приняла решение об окончании "спектакльной" карьеры и уходит из Челябинского театра, чтобы посвятить себя педагогической и концертной деятельности. Впрочем, о Наталье Александровне - в ближайших выпусках в интервью с певицей. Пока же - "Марица".
Не являюсь её поклонницей - честно. "Марицу" называют самой венгерской опереттой Кальмана, и это так - и напевы, и само действие, происходящее в венгерском замке… Но постоянно свербит мысль, что где-то эти мелодии я уже слышала - в других опереттах Кальмана. Впрочем, это субъективное, что не дало пребывать в вящем восторге на магнитогорском спектакле. Между тем, отыгран он был качественно - особенно в плане артистизма от Арсена Митичашвили и Анны Фроколо - опять же, специфика работы в театре оперетты, и великолепного серебристого, нежного и в то же время такого сильного вокала Натальи Заварзиной. Зрители остались в восторге.
Далее в афише фестиваля - концерт музыкального театра "Петербургская оперетта" 5 декабря (6+) и "Мистер Икс" 7 декабря (12+). Вчстретимся в театре оперы и балета.