В Магнитогорском драматическом театре состоялась премьера спектакля Филиппа Гуревича «Старосветские помещики» (16+) по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя из цикла «Миргород». Если говорить о главной идее, лейтмотиве, то постановка эта, отличающаяся и форматом, и стилистикой от нашумевшего «Лавра» (16+) Алексея Вотякова по роману Евгения Водолазкина, очень с ним перекликается. И по-домашнему тихая история, длящаяся час десять минут, и грандиозное «неисторическое житие» в трёх действиях с множеством героев и событий, по сути представляют собой осмысление природы и миссии любви.
В ноябре прошлого года в Магнитогорской «драме» состоялась театральная лаборатория современной режиссуры «Притяжение» под руководством Олега Лоевского на тему «Актуализация классики», в рамках которой и появился эскиз спектакля «Старосветские помещики» Филиппа Гуревича, признанный лучшей режиссёрской работой.
Москвич Филипп Гуревич – театральный режиссёр, педагог и актёр, лауреат премии «Арлекин-2022». У него обширная фильмография: в числе особенно запоминающихся – роль Василия Шебунина в кинодраме Авдотьи Смирновой «История одного назначения» (2018, 12+).
Концепцию «Актуализация классики» применительно к «Старосветским помещикам» Гуревич трактовал как соотнесение современности с текстами Гоголя. Ещё на стадии эскиза значимой частью постановки стали интервью 81-летней Алины Дмитриевны и 87-летнего Алексея Фёдоровича Карпенко из города Запорожье – двоюродной бабушки режиссёра и её мужа. Их судьба удивительно перекликается с судьбой героев Гоголя – четы старосветских помещиков Товстогуб – Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича, живущих в малороссийской деревне. Жанр спектакля обозначен как история любви. Отчасти постановка посвящена родителям режиссёра. А кроме того, он признаётся, что в героях подчас видит себя и свою жену, хотя они, конечно, много моложе. На вопрос, как его родные отнеслись к тому, что их реальная жизнь предстанет перед зрителями, Филипп с улыбкой отвечает: «Они были рады мне помочь». За возможную реакцию на спектакль не переживает: люди они добрые.
Режиссёру Гуревичу было важно, чтобы актёры, воплощающие образы на сцене, были на дистанции от персонажей.
Роль Афанасия Ивановича–Алексея Фёдоровича исполнил Иван Погорелов, в образ Пульхерии Ивановны–Алины Дмитриевны вживалась Лилия Мусина. Режиссёру хотелось «поэтического реализма», а где-то и элементов гротеска, фарса.
Два пласта реальности соотносятся друг с другом настолько органично, что они словно проникают друг в друга. На фоновом экране – виды Запорожья, за кадром – голоса супругов Карпенко, и снова звучит текст Гоголя. Соблюсти этот баланс – особое искусство. Есть в спектакле и ещё один временной пласт – молодость героев. Сцена их жаркой безудержной любви даёт понять: перед нами не просто двое стариков – это люди, которые вместе с юных лет, всю свою жизнь, и стали миром друг для друга. Зритель с первых минут сценического действия знает, как хрупок этот мир: спектакль начинается с того, что актёры читают сцену смерти Пульхерии Ивановны – а затем включается запись: начало повести озвучивают Алина и Алексей Карпенко, актёры их слушают… и перевоплощаются в своих героев. И это знак того, как зыбки грани между эпохами и поколениями. В большом мире неспокойно и страшно, разражаются катастрофы, идут войны. Защитой и спасением становится маленький семейный, домашний мир, уютный и рукотворный. Эту рукотворность подчёркивают детали быта – винтажные шкафчики с посудой, текстиль в цветочек, – воссозданные художником спектакля Анной Агафоновой.
В спектакле принимают участие студенты актёрского отделения Магнитогорской государственной консерватории, ученики Надежды Лавровой Алёна Зубова и Михаил Дрововоз. Они появляются в самом финале… Нет, подробно пересказывать сюжет и тем более раскрывать его развязку не буду. Мне очень хочется, чтобы вы, дорогие читатели, непременно посмотрели этот лиричный и жизнеутверждающий спектакль и услышали, насколько современен текст Гоголя. Чтобы вспомнили своих бабушек и дедушек, обняли любимых... И осознали, что любовь сильнее смерти, – ни одна разлука не длится вечно.