Театр вернулся с фестиваля национальной театральной премии "Золотая маска" "Лучшие спектакли в городах России", впервые проходившем в Самаре, где с огромным успехом представил два спектакля - "Гроза" и "Бег".
В этом году появилось два повода: 160-летие губернии и Самарского драмтеатра, благодаря которым местные театралы смогли посмотреть нашумевшие в стране и за границей спектакли - семь работ, ставших победителями или номинантами национальной театральной премии "Золотая маска". Открылся фестиваль спектаклем режиссера Вячеслава Гвоздкова "Полковник Птица" Самарского драматического театра, с которым в 2009 году труппа впервые стала номинантом "маски". Среди приглашенных в Самару коллективов были также - столичный театр имени Вахтангова, который показал спектакль Римаса Туминаса "Ветер шумит в тополях", экспериментальная сцена театра "Балтийский дом", представившая совместный проект с хозяевами фестиваля. Затем эстафету подхватил "СамАрт" с "Фальшивым купоном" в постановке Анатолия Праудина и "Мамаша Кураж" - лауреат "Золотой маски" за лучшую работу художника.
С особым нетерпением ждали приезда магнитогорцев. На пресс-конференции в предверии открытия фестиваля художественный руководитель самарской драмы Вячеслав Гвоздков признался журналистам:
- Я настоял на том, чтобы привезли "Грозу". Я поклонник этого спектакля и вообще Магнитогорского драматического театра. Мы много гастролировали в Магнитогорске, начиная с 1996 года не пропустили почти ни одного их фестиваля "Театр без границ". "Гроза" - замечательный спектакль, который объездил многие европейские фестивали, с тех пор как в 2008 получил "Золотую маску". Очень жалею, что фестиваль "Волжские театральные сезоны" в 2007 году прошел без этой постановки…
Вячеславу Гвоздкову вторила и директор "Золотой маски" Мария Ревякина:
- "Грозу" везде встречают с восторгом. Актеров принимают с распростертыми объятьями, залы - битком, хоть и приходится играть параллельно с переводом. Так было в Израиле, Чили, Финляндии, Корее… Спектакль вошел в десятку лучших за всю историю существования "Золотой маски". Но как-то ехала по Самаре и подумала: "Гроза" будто создана для этого города! Волга, Островский... Потрясающий спектакль поставил Эренбург. В нем такие живые характеры, что и смеешься, и плачешь одновременно.
В конце ноября с огромным успехом, при полном аншлаге магнитогорцы показали самарским зрителям "Грозу". Стоит отметить, что все спектакли фигурировали в фестивальной афише по одному разу, и только работы магнитогорского театра были показаны дважды.
Полярными мнениями о "Грозе" магнитогорских актеров не удивишь, они знают, что спектакль вызывает и бешеную любовь, и ярое отторжение. Хотя "влюбляются" в него, конечно, гораздо больше. Самара не стала исключением. "К нам приехал один из лучших театров мира", - такими словами ведущий программы самарского телевидения предварил сюжет о гастролях Магнитогорского драмтеатра. "С особым нетерпением все ждали приезда магнитогорцев, - написала самарская пресса после "Грозы". - Этот спектакль без хрестоматийного глянца: здесь нет ни одного слова, жеста или характера-штампа. Спектакль строится как наслоение этюдов "вокруг" текста Островского, таких остроумных и точных, что дух захватывает".
Другая самарская журналистка констатировала: "Показ магнитогорской "Грозы" Льва Эренбурга можно считать для нас театральным событием года. Спектакль объехал много стран и городов, получил массу разнообразных призов и, что удивительно, не разошелся ни по одному шву. "Гроза" - один из главных российских спектаклей последних лет, случившийся из сплава двух мощных энергий: петербургского режиссера и крепкого провинциального театра. Эта оживленная, очеловеченная "Гроза" пронзает глубоко и сильно - так, что хрестоматийный текст становится "про тебя". Я знаю гораздо больше поклонников этого спектакля, чем противников, - нужно было видеть, как зал аплодировал после каждого эпизода в спектакле… Все вроде бы страшно смешно - вот в бане, в которой начинается действие, Тихон никак не может поймать выскальзывающее из рук мыло, вот безнадежно влюбленная в него Глаша сует пряники себе под юбку, чтобы приворожить ими хозяина, вот Катерина засыпает на первом свидании с Борисом, но сколько в этом смехе боли по людям, таким хорошим, но как-то не так друг друга любящим - кто безраздельно, как Тихон, от которого Катерину тошнит совсем не фигурально, кто мучительно для близких, как Кабаниха - прекрасная актриса Надежда Лаврова. И Катерина здесь - только одна из них, "так бы и полетела, так бы и полетела", а руки раскинуты на простыне, которая сушится на бельевой веревке, и веревка не пускает дальше полуметра, впивается в шею - вот и полетела..."
Несмотря на весомый международный гастрольный опыт, магнитогорцы все равно переживали, как примут спектакли самарские зрители. Особенно за "Бег" - спектакль масштабный, сложный, играющийся в двухъярусном пространстве, с разнообразным музыкальным сопровождением - от французского шансона до казачьих песен и Чайковского, исполняющихся "вживую". Но главное, что прежде "Бег" в другие города не "вывозился". "Бег" в Магнитке идет в камерной обстановке, и обязательным на нем является присутствие заведующей музыкальной частью драматического театра имени Пушкина Веры Яметовой. "Невидимая" зрителям Вера Владиславовна всегда дирижирует на спектакле во время хорового а-капельного пения актеров. Но как остаться видимой артистам и при этом невидимой зрителям в многоярусном зале на 800 мест? Выход был найден очень нетривиальный: Вера Яметова, в белых перчатках до локтя, с прикрепленными к ним маленькими фонариками, с высоты четвертого яруса, где нет зрителей, дирижировала хором на расстоянии. Актеры потом шутили, что критики нашли особый смысл в их устремленных "вдаль" взорах.
- Веру Владиславовну в темном зале и на таком расстоянии актеры, естественно рассмотреть не могли, - рассказывает актер Сергей Меледин. - Различали два белых, светящихся "крыла", за движениями которых и следили. Такой вот у нас на спектакле был своеобразный ангел.
Незабываемые впечатления от поездки остались и у Андрея Емельянова:
- Это были мои первые гастроли. Естественно, волновался, как все пройдет… Актеры приняли меня очень тепло. Приятно оказаться на одной сцене со своими педагогами и мастерами нашего театра, Каждый из них - яркая индивидуальность и значим сам по себе как личность. Играть в спектакле с такими партнерами - уже чудо.
Спектакль "Бег" был принят на ура. Зрители, затаив дыхание, внимали всему происходящему на сцене, а после признавались, что во время исполнения в спектакле хоровых а-капельных песен было ощущение, что они находятся в храме, - настолько проникновенно и слаженно звучали голоса актеров. Реакция на "Бег" превзошла все ожидания. "Самара - наша", - таков общий вердикт магнитогорской труппы. "Спасибо за потрясающие гастроли. С нетерпением ждем еще", - с восторгом говорили волжские зрители.
Гастроли в Самаре были обменными: пока магнитогорцы покоряли волжских зрителей, самарская драма представила Магнитке две свои комедии - "Шесть блюд из одной курицы" и "Детектор лжи". Так вот, когда команда гостей начала подготовку к спектаклям, она была просто "нокаутирована" техническим оснащением театра. Помощник режиссера из Самары долго смотрела на пульт, за который ей предстояло сесть, чтобы вести спектакль, и несколько раз уточнила: точно ли он действующий? Никак не могла поверить, что такое возможно. Подобной "архаики" она, по собственному признанию, не видела уже давно. Нечто подобное произошло и с осветителями. Они долго и мучительно вспоминали, на какие кнопочки нужно нажимать, увидев "оборудование". "Мы на таком уже сто лет не работаем", - как о само собой разумеющемся факте сказали они. Ну что ж, творить, ставить новые, интересные, вызывающие споры, трогающие души, рождающие бурные эмоции спектакли - "вопреки всему", нашему театру не привыкать.