Сборник "Осенние сказки" - первая книга Алины Чинючиной. Для молодого, но уже сложившегося автора это - очередной этап в творчестве.
Рассказы сборника - почти все фэнтези. Работает в этом жанре Алина легко, ей помогает увлечение историей. Для нее это - повседневный мир, оттого и выходят такие яркие живые персонажи.
Ее герои - волевые личности с сильными характерами, выписанные в лучших романтических традициях. Выросшая в степях Тамира, в имени которой уже содержится какой-то янтарный зной, вдруг полюбила северного князя Плана. Он ее игрушка, он ее гибель, он ее жизнь. Страсть дворянки южного государства начинается с простого "хочу", а кончается трагедией, когда она, вопреки воле брата, спасает любимого. Тамира, силой своей подобная Кармен Проспера Мэриме, поступает только так, как могла поступить, и никак по-другому.
Женские образы у Чинючиной прописаны с особой тщательностью, с глубоким психологизмом. Каждой из ее героинь дана любовь, которую они принимают или не принимают, дано право на счастье - огромное, как мир. Чинючиной куда важнее говорить о чувствах своих героинь, чем о войнах, ведущихся в древних выдуманных государствах. Почти по Лермонтову: "Порою судьба одного человека куда интереснее судьбы целого народа". Для Алины это некая аксиома, на основе которой строятся все ее рассказы.
"Сказка про счастье" - отнюдь не сказка, как и все прочие, - в том и парадокс названия цикла и книги. Алина знакомит нас с Магдой, женщиной совсем не старой, очень доброй, ждущей "свое счастье". Действия рассказа разворачиваются на фоне великой войны, против которой восстают сердца героев. Порыв Магды к мальчику Раймону, молодому солдату, - это безумная жажда жить вне сознания, вне логики, вне всяких правил окружающей их жестокой реальности. Ощущение Магды, что смерти нет, потому что в ней самой жизнь, так пронзительно остро, что у читателя нет мысли об иной развязке, кроме как "все будет хорошо". Но война сильнее их любви, сильнее их жизни, сильнее всего на свете, она вычеркивает из текста мира три судьбы. И до последнего мгновения не верится - как герою, так и читателю.
"Уже несколько лет подряд каждую осень я пишу по сказке", - говорила мне Алина. Эти самые "сказки" и составили добрую половину ее книги. Все они глубоко лиричны, символичны и хранят какую-то особенную светлую грусть. В "Сказках" множество образов, живущих самостоятельной жизнью и в то же время переплетенных между собой. Образ Тоски, образ Августа, образ Осени, даже милых слоников - все это символы грусти по светлому, дорогому, ушедшему. Осень заметает листьями следы, убаюкивает душу, но не лечит от печали, а лишь усиливает ее. Печаль эта без слез, печаль эта - усталая улыбка. Все "Сказки" - для странников и про странников. Самых разных - маленьких и больших, но одинаково крепко связанных между собой Дорогой, которая все зовет, и в августе так хочется бросить все дела, выйти на нее и просто идти, рядом со своей Усталостью...
Имя Алина означает "чужая". И книга у Алины такая чужая, но одновременно с тем такая близкая, такая знакомая, как будто читала ее давным-давно, не помнишь даже когда, а теперь вот перечитываешь. Ты когда-то точно встречала Тамиру в шелковом платье, видела менестреля, бредущего по дороге, заметенной желтой листвой, черноволосую Регду, поющую в небе серой птицей...
Остается пожелать Алине, чтобы она не разучилась слушать мелодию Дороги, чтобы те слоники из "сказки для Странника" дали ей в дорогу яблок, потому что "они ведь не любят яблоки - в них много косточек. Они просто заворачивают их на зиму в листочки нынешних календарей...".