Роман Николая Воронова, который высоко оценил Валентин Катаев, расширит круг читателей
В издательстве «Вече» в серии «Урал-батюшка» тиражом 800 экземпляров переиздали легендарную книгу «Юность в Железнодольске» (12+) Николая Воронова, уральца, литератора-правдолюба. Это радостное событие произошло благодаря стараниям его друга поэта Валентина Сорокина, писателя Лидии Сычёвой и потомков Николая Павловича. Это прекрасный подарок поклонникам творчества Воронова к юбилею писателя: 20 ноября этого года исполнится 95 лет со дня его рождения.
Роман «Юность в Железнодольске» – художественное исследование судеб нескольких поколений крестьянских семей, в голодные и яростные годы предвоенных пятилеток влившихся в ряды уральского пролетариата, самоотверженным трудом приближавших победу над фашизмом.
Глубокое знание тружеников Урала, любовь к истории и природе этого уникального края, острая постановка социальных и нравственных проблем сочетаются в этом произведении с тонким психологическим письмом, со скульптурной лепкой самобытных характеров.
«Юность в Железнодольске» высоко оценили признанные советские литераторы, среди них Валентин Катаев: «Вы написали выдающуюся книгу... Это не комплиментарность и не преувеличение... Какие дивные описания! Какая точность, свежесть, правдивость, какая душа и сердце! Не имеет смысла перечислять все эпизоды, которые могли бы украсить книгу любого первоклассного писателя, включая и самых великих...»
Роман Николая Воронова «Юность в Железнодольске» доступен заинтересованным магнитогорским читателям в библиотеках города, а благодаря переизданию можно пополнить и личную библиотеку.
Справка «ММ»
Николай Воронов родился 20 ноября 1926 года на станции Золотая сопка близ Троицка. В 1931 году пятилетний Николай с матерью переезжают в Магнитогорск и поселяются в бараке на 13-м участке. После окончания школы-семилетки Николай поступил в ремесленное училище № 1. Проучился всего два курса в Магнитогорском пединституте, затем уехал в Москву и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, где посещал семинары Валентина. Катаева и Константина Паустовского. В 1952 году вернулся в Магнитогорск, руководил городским литературным объединением.
В 1956 году вышла первая книга Воронова «Весенней порой». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. В 1968 году в журнале «Новый мир» опубликована первая часть романа «Юность в Железнодольске». В 1972 году переехал в Москву, где был избран в правление Союза писателей РСФСР и секретариат московской организации Союза писателей СССР.
Удостоен премии «Северянка» Череповецкого металлургического комбината за лучшее произведение о металлургах. Награждён Академией Российской словесности медалью «Ревнителю просвещения» – в память 200-летия со дня рождения
А. С. Пушкина». Удостоен золотой Есенинской медали и ордена «За вклад в просвещение». Награждён медалью имени Антона Чехова, учреждённой союзом писателей Москвы. В 2002 году стал почётным гостем Ручьёвских чтений, посвящённых 70-летию ММК, принял участие во Всемирном форуме поэзии, проходившем под патронажем редакции газеты «Магнитогорский металл».
Автор более трёх десятков книг. Скончался 19 июня 2014 года, похоронен на кладбище в Переделкине.
Роман нашего времени
«Юность в Железнодольске» – роман о создании жизненной мощи XX века, осязаемые герои которого настолько реальны, что не могут уйти из памяти людей не только их современников, но и будущих поколений. Именно в этих героях воплотились созидатели, творцы своего времени, их чувства и воля к жизни.
В результате освоения и переживания пути страны, ее бытия Николай Воронов открыл своего героя, который останется в истории России, а значит, и всего мира. Ведь впервые роман «Юность в Железнодольске» был опубликован в журнале «Новый мир», когда его главным редактором был Александр Твардовский.
Художественное действие романа развертывается вместе с металлургическим комбинатом, у гигантских домен. Детство и юность Сережи Анисимова проходят в героическом действии – тяжёлой и напряжённой работе у металлургических печей и заводских станков. В бытии города и житии героя воплощена нравственная суть времени, эпохи. Своими поступками, действиями, своей работой Сережа осуществляет нравственный выбор. Таким образом автор решил трудную двуединую задачу: объединил героя и действие. Он хозяин своего литературного дела. Видимо, Николай Павлович следовал прекрасному завету великого Александра Твардовского: «Я об одном при жизни хлопочу:// О том, что знаю лучше всех на свете,// Сказать хочу. // И так, как я хочу».
В свое время о романе Николая Павловича Воронова «Юность в Железнодольске» много писали и говорили. Здесь же хочется сказать о современном значении романа в изменившемся и быстро меняющемся мире. В условиях смешения всего и вся, в условиях стремления мира к однородности, о чём говорил ещё великий мыслитель XIX века Константин Леонтьев: социалистическое строительство – это то, к чему Россия вернётся как к своему спасению, своему эго. В этом желании прожить свою жизнь, а не чужую – и есть главный стержень содержания «Юности в Железнодольске».
Взаимоотношения главного героя Сережи Анисимова и его друга Кости Кукурузина со старшим поколением, городом и металлургическим комбинатом нарисованы так живо и органично, что воспринимаешь их как единое целое – это один живой организм. Причём каждый живёт своей индивидуальной самобытной жизнью, да так крепко, с таким характером, что никакому глобализму, то есть смешению и однородности, их не одолеть.
Главным же героем становится в романе и металлургический комбинат.
С первых страниц пятилетний мальчик знакомится с крановщиком, и тот начинает с ним разговор о заводе, видя, что мальчишка – с понятием. Петро Додонов заронил в душу мальчика любовь и неиссякаемый интерес к гиганту индустрии как к существу живому, которому присущи и добро, и зло, и восторг, и ужас: «Воздуходувка так неистово, плотно подаёт на домны воздух, что он движется, металлически свистя и шелестя, и этот свист наводит на душу такой ужас... что не чаешь: выберешься ли из-под этого загнанного в трубы ада».
Так чувствует завод подросток Сережа Анисимов. Но он же бывает здесь вольным, свободным открывателем и, подгоняемый этим чувством, идёт на завод, «где из клетей прокатных станов струится проволока, вылетают тавровые балки, рельсы, скользят полотнища листов, выплывают на рольганги тяжкие плахи: всё это железно, багрово, огненно разметывает сутемь, звучит, восхищает, наводит страх. И такой ты крохотный, затерянный в пространстве здания, как муравей в пещере, но ты все-таки не заробеешь, не повернёшь вспять – ты отчаянный, пытливый, будешь ходить и ходить вдоль металлургического потока...»
«Мальчишка с понятием» – это разгаданное взрослым человеком и открывает главного героя, как бы слитого в единое целое с детищем социализма: «Завод заманивал, завораживал меня таинственностью, заревами, музыкой… страшной красотой машин, беспрерывной работой железа, огня, электричества, пара... При всяком подходящем случае я убегал на завод... Повсюду было интересно...»
Итак, с одной стороны, крохотный, затерянный «муравей», с другой – отчаянный и пытливый мальчишка, испытывающий одновременно восторг и радость, страх и ужас, свободу и власть. Ещё тогда, в юности, отложилось в нём чувство опасности, исходящее от завода, и отчаянное бесстрашие – то, что определяет трагедию жизни вообще и величие человека.
Становление человека, выработка его характера показаны на протяжении всего романа. Особую роль в жизни мальчишек сыграл Костя Кукурузин. Само его имя символично: Константин с латинского – твердый, постоянный. Кукурузин – тоже не случайно. В описании огромного ковша для стали, в котором спал беспризорник, говорится: «Нутро ковша футеровано – кирпич к кирпичу, как зерно к зерну в кукурузном початке».
От сцены знакомства Сережи с Костей Кукурузиным и до конца книги характер Кости выписан точно и ёмко: зерно к зерну. Автор в двух строках сразу же раскрывает этот красивый початок: «...могло случиться, что мы начали бы враждовать. А мы обнялись». Это глубокий образ нашего прошлого, настоящего и будущего: ведь мать Кости из индейцев, коренного народа Америки... Мы обнялись... Поистине гениальное предвидение Николая Воронова сбывается на глазах. Может быть, пора произнести вслух новый лозунг: «Туземцы всех стран, объединяйтесь!»
Мы обнялись... И хоть Костя признаётся, что он «нехристь», но ведёт он себя как крещёный, православный человек: он любит людей, справедлив, всегда готов защитить, ободрить, он любознательный и щедрый, добрый заступник. Но, сочувствуя избитому Сереже, говорит: «Мужик, терпи до последнего...»
Также уважительно и требовательно относится Костя и к остальным друзьям. В эпизоде с часами Харисова он сочувствует Колдунову, хотя и считает его вздорным мальцом. Когда Харисов, пятясь, наступает на «испанку» Сережи, он кидает в Харисова осколками блюда… «Отставить! – рявкнул Костя, потому что все заулюлюкали и замахнулись камнем, кто железкой. Ни камень, ни железка, ни гайка, ни бечевка не засвистели вдогонку Харисову…»
Автор от лица Сережи Анисимова признал: «До самого ухода на службу в армию Костя шутливо напоминал мне о том, как я рассвирепел. Я страдал, как бывает при воспоминаниях о том, чем ты мог погубить свою судьбу». Как поучительно и полезно для современных юношей такое признание! А о том, как Костя проучил лагерного полицая Харисова, как продал его часы и накормил всех ребят халвой досыта, современные школьники-подростки должны прочитать, чтобы почувствовать истинный вкус дружбы, справедливости и вообще жизни, а не навязанного выбора подкрашенной ли водицы, отравленного ли пива...
Сам Николай Павлович Bоронов считал, что доброе передаётся, он рассказывал, как они с женой Татьяной, опекая детский дом, купили ребятам куб халвы – это килограммов двадцать, а один килограмм стоил тогда 11 рублей, часто покупали им конфеты, печенье. Всю жизнь Николай Павлович нёс в душе память о Косте, реальном герое нашего времени. Здесь нет возможности давать полную характеристику Кости Кукурузина, но самую главную черту автор выделил: «Я успокаиваюсь от мысли о внутренней прочности Кости».
В романе «Юность в Железнодольске» много интересных и разных героев, но нашему времени нужен внутренне прочный человек, который бы просветлял и ободрял новое поколение.
Екатерина Козырева