О необходимости создания новой структуры заместитель главы администрации губернатора, его пресс-секретарь Илья Ананьев, говорил с середины лета. Была даже организована PR-кампания по поддержке этой инициативы: в областных СМИ выходили материалы об увольнениях главредов муниципальных газет и отказах мэров общаться с прессой. Департаменту предстоит разработать механизм экономического влияния на десятки районных газет. "Это повысит статус редакторов и даст администрации новый инструмент для влияния на глав территорий".
Руководителем департамента стал Дмитрий Федечкин, до этого возглавлявший схожее управление в администрации Челябинской области. Когда соседи свердловчан принимали решение о ликвидации структуры Федечкина, они говорили о необоснованности расходования бюджетных средств на структуру с мизерным функционалом. В Свердловской области функционал Федечкина схож с челябинским, но здесь экономить на финансировании, вероятно, не собираются.
Департамент по печати и массовым коммуникациям - часть системы управления медиасредой региона. В добавление к ней Илья Ананьев, работавший пресс-секретарем губернатора Челябинской области, инициировал создание АНО "Информационно-аналитический центр", уставная задача которого - повышение информированности населения о работе исполнительной власти региона. Свердловским журналистам при этом обещано большее: в проекте бюджета области на 2013 год на АНО заложено финансирование, по объему необходимое для заключения контрактов о положительной оценке работы власти с основными региональными и федеральными СМИ.
Администрация Евгения Куйвашева пыталась заключить эти контракты еще летом, но губернатора обидела схема размещения заказа: открытые котировки, в которых можно было увидеть, что СМИ готовы брать интервью у главы региона только за деньги. Тогда аукционы были отменены, и появилась идея создания информационно-аналитического центра.