Военной операции во французском Дюнкерке в 1940 году, где Франция, Британия и Бельгия проиграли фашистской Германии, специалисты зачастую дают прямо противоположные оценки - как ни странно, в зависимости от своего гражданства.
Наибольшие споры вызывают эвакуационные действия британских войск: с одной стороны, были спасены более трёхсот тысяч солдат. Именно этот аспект позволил англичанам вполне обоснованно оценивать операцию как колоссальный военный успех. Французы, храбро дравшиеся вместе с британскими товарищами по оружию, напоминают, что англичане приняли решение об отступлении, когда ещё была возможность оттянуть на себя силы гитлеровцев, чтобы дать войскам союзников собраться в кулак и повернуть исход операции, а может, и всей войны. Отступление британцев сделало неисполнимыми эти планы французов. К тому же британское командование сначала спасало своих и только потом - французов. И хотя в эвакуации принимали участие мирные жители, помогая рыбацкими судёнышками, сорок тысяч французских солдат не успели погрузиться на корабли и всё-таки попали в плен. Справедливости ради стоит сказать, что среди эвакуированных треть - французы и бельгийцы, да и во время эвакуации войска союзников успели уничтожить до сотни вражеских самолётов.
Всё же споры не утихают. Но разве триста тысяч спасённых - не весомый аргумент в споре о целесообразности эвакуации?
Особенно - на фоне действий бельгийской армии, которая просто капитулировала, когда ещё можно было сражаться, и оказалась в плену.
Так или иначе Дюнкерк вошёл в историю второй мировой как символ жёсткого противостояния четырёхсоттысячного антигитлеровского войска с вдвое превосходящими силами противника. Мало кто ждал, что английский фильм "Дюнкерк" (16+) Кристофера Нолана окажется на вершине рейтингов: это же "просто война". Тела погибших на песке и гул падающих бомб не оставляют сомнений: да, именно война. Шесть тысяч человек массовки, десятки настоящих судов и самолётов Второй мировой и почти полное отсутствие компьютерной графики - режиссёр честно, без прикрас и спецэффектов рисует одну из самых драматичных картин мировой бойни. При этом военных сцен как таковых в фильме нет: режиссёр фиксирует внимание на продолжительном ожидании эвакуации на берегу, когда солдатам достаются не столько бои, сколько игры в прятки с долетающими снарядами и штурмующими бомбардировщиками. Крису Нолану хватает такта не давить на зрителя кровавыми сценами: достаточно беспомощности людей, оказавшихся на открытом пространстве под трассирующими пулями и снарядами перед серой холодной водой. И пусть учебники дают иную трактовку истории Дюнкерка, но солдат любой войны подтвердит достоверность ощущения хаоса, который она несёт и который предельно точно отразил фильм. А если после него ещё останутся вопросы, надеюсь, в следующую среду киноклуб P. S. на площадке кинотеатра с джазовой душой после демонстрации "Дюнкерка" на них ответит.