"Известия" отмечают, что чаще всего победу над эпидемией приписывают себе либо врачи, либо полицейские. Но анализ общемировой ситуации показывает, что от количества задержаний и принятых пациентов ход эпидемий не зависит.
- История показывает, что с распространением наркотиков мало что можно сделать. Профилактика по большому счёту не работает, - пояснил старший научный сотрудник Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья петербургского НИУ ВШЭ Петр Мейлахс. - В разных странах применяли разные меры: драконовские, либеральные, но это практически не влияло на рост, а потом и падение потребления. В какой-то момент люди сами отворачивались, допустим, от того же героина, который приобретал негативную репутацию. Мы не можем реально влиять на снижение числа наркозависимых, но можем влиять на снижение вреда от наркотиков.
Главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн в разговоре с "Известиями" отметил, что ряд традиционных мер действительно может иметь невысокую эффективность и победить наркоманию до конца вряд ли удастся. Однако Брюн категорически не согласен с тем, что ситуацию не нужно пытаться менять самыми разными способами.
- Следует принимать и полицейские, и медицинские, и психологические меры, - уверен он. - Главное - минимизировать зло и пытаться спасти каждую личность. Тем более что среди потребителей наркотиков есть много молодых, талантливых людей.
Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков отметил, что сама постановка вопроса - "можно ли победить наркоманию" - звучит странно. Вся история человечества связана с употреблением психоактивных веществ, желанием получить удовольствие - физиологию не изменить. Правильнее говорить о снижении спроса на эти вещества и шире - на разрушительные формы поведения. В этом смысле эксперт согласен с Мейлахсом, говорящим о снижении вреда от наркотиков вместо борьбы с самим наркотиком. Не вызывает отторжения у Зыкова и тезис о том, что рынок наркотиков напрямую связан с уровнем насилия. Это доказано на примере многих стран. И в России для уменьшения количества наркоманов нужны работа по снижению насилия в обществе, утверждение здорового образа жизни, адресная помощь людям в кризисной ситуации и тем, кто уже переступил черту.
Одним из эффективных способов смягчить ущерб от наркомании Петр Мейлахс называет метадоновую заместительную терапию, которую практикуют многие страны мира и даже СНГ, лишь Россия и Туркменистан выступают против. Есть мнения о других вариантах медицинских технологий, но речь идёт не о чём-то кардинально ином, просто называются различные препараты для терапии.
Самый употребляемый наркотик в России - героин, на втором месте - марихуана, на третьем - синтетические смеси. По данным Минздрава, в 2002 году число официально зарегистрированных наркоманов в стране составляло 450 тысяч человек. Реальные же показатели приближались к четырём миллионам. В 2015 году ФСКН сообщала о том, что до восьми миллионов россиян регулярно или эпизодически употребляли наркотики. При этом официально в стране зарегистрировано не более 700 тысяч наркозависимых.
Бывший начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН Владимир Синельщиков считает, что принимаемые меры, в том числе реабилитация и ресоциализация, эффективны. Он напомнил, что во всём мире изымается лишь около десяти процентов наркотиков. Это немного, но Россия по показателям не хуже других стран. А чтобы было лучше, нужно продолжать работать и особенно развивать международное сотрудничество, поскольку "главари обычно сидят не в России".
Эксперт скептически отнесся к идее переключиться с борьбы с наркоторговлей на уменьшение ущерба от неё. Он считает, что необходимо, наоборот, усилить полицейские меры, в частности, в высокотехнологичной сфере, чтобы отслеживать цепочки поставок наркотиков внутри Всемирной паутины.