Самый уважительный - 21 марта ему исполнилось 75 лет. Самый почетный - сорок лет назад он вступил в ряды Всесоюзного общества филателистов. Самый достойный - из разряда личных: чета Муравьевых отмечает золотой юбилей.
А кто же такой Муравьев? Комбинатские ветераны знают его хорошо. Тридцать лет у него было одно место работы - центральная электростанция ММК, куда Владимир Алексеевич пришел в 1959 году машинистом котла, а ушел на пенсию в 1989 году с должности начальника котельного участка. Насколько хорошо работал выпускник Томского политехнического института, можно судить по двум событиям: в 1972-74 годах он запускал ТЭЦ в Индии, а в 1987-89 годах работал на пуске металлургического завода в Нигерии. Сами понимаете, за границу в то время посылали только самых ответственных и квалифицированных специалистов.
Так, с одной записью в трудовой книжке и ушел Муравьев на заслуженный отдых. Хотя отдых - понятие относительное. Делами родной ЦЭС и всего комбината Муравьев интересуется и по сей день. А свободное время он посвящает маркам, книгам и внуку Никите. Это три его главных увлечения…
Учился он хорошо. Рано появился интерес к чтению. Ему хотелось больше узнать о событиях, людях, истории России и мира. А к 16 годам, когда у Володи собралась приличная коллекция марок, он всерьез увлекся филателией - "Живопись на почтовых марках"… Сейчас у Владимира Алексеевича более 20 тысяч миниатюр со всего света. Перелистывая кляссеры с марками, можно посетить все знаменитые музеи и картинные галереи мира - Эрмитаж, Лувр, Прадо, Метрополитен, Уффици. Коллекция марок Муравьева периодически выставляется в городском краеведческом музее, начиная с 1986 года - 25 лет. Тоже юбилей, кстати!
Рассказывая о марках, Владимир Алексеевич объясняет, что для него собирательство - не страсть, а интерес и подсказка. То имя художника забыл, то произведение вспомнить надо, то историю создания полотна. Каждая новая марка или серия заставляют рыться в книгах, листать каталоги, альбомы, справочники. Когда творил Тропинин? Что такое камея Гонзаго? Чем богаты залы Третьяковки? Откуда такой светящийся фон в работах Куинджи? Сколько в России Васнецовых? Обо всем расскажут листы с марками. Владимир Алексеевич не считает себя настоящим коллекционером. Но 20 тысяч миниатюр в альбомах - это все-таки не шутки! Хотя и нет у него ни раритетов, ни антиквариата. Дорогие и легендарные марки - не его конек. Рассказ Владимира Алексеевича интересен тем, что приоткрывает тайны истории, заставляет рассматривать, восхищаться, расспрашивать. Не случайно все комнаты квартиры Муравьевых заставлены книгами. Тут и полное собрание книг библиотеки Всемирной художественной литературы, и Большая советская и российская энциклопедии, и фолиант "Русская культура". Так что, глядя на это богатство, понимаешь, что марки - скорее всего побудительный мотив, повод, чтобы полистать интересную книгу, порыться в справочнике, углубиться в "преданья старины глубокой"…
Впрочем, экскурсия по дому Муравьевых была бы неполной, если бы радушные хозяева не показали мне еще несколько неожиданных коллекций, не имеющих, на первый взгляд, отношения к маркам. Николай Алексеевич испытывает нежные чувства к… вазам. Причем, это должны быть величественные - некоторые в человеческий рост, с интересным сюжетом сосуды из фарфора, металла, керамики. Тут и там стоят творения китайских, индийских мастеров. На первый взгляд кажется, что вазы старинные - антиквариат. Ан нет. Все - либо куплены в советских комиссионках, либо привезены из разных стран. Просто хозяин постоянно высматривал, выискивал, караулил в магазинах, вбухивая порой в какую-нибудь вазу всю зарплату. Жена его "охоту" одобряла и не роптала. Так постепенно квартира превратилась в мини-музей изящных искусств. Одновременно собиралась и коллекция кукол. Первую Галина Алексеевна купила в Индии, потом к ней присоединился многонациональный хоровод, который теперь представляет всю планету в миниатюре. Всякого народу в разнообразнейших костюмах, головных уборах, парных и поодиночке, в танце и раздумьях можно повстречать на полках дома Муравьевых.
И это еще не все! Вам обязательно расскажут, как Владимир Алексеевич из Испании привез чемодан запчастей, из которых дома собрал настоящего рыцаря. В человеческий рост, в кирасе, с латами и забралом. Сбылась мальчишеская мечта Муравьева: прочитал когда-то в "Пионерской правде" историю какого-то рыцаря и заболел Испанией. Увидел по ТВ, что там можно свободно купить такую фигуру, и как только представилась возможность, побывал в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Севилье, Кордове. Теперь средневековый рыцарь охраняет всю эту красоту и напоминает хозяевам о путешествиях, музеях, дворцах, соборах, интересных встречах…
Кому все это достанется? Прежде коллекционированием увлекался сын, собирал марки спортивной тематики. А теперь кляссеры разглядывает внук. И дед ненавязчиво, деликатно вводит четвероклассника в мир красивых полотен, незнакомых стран и имен. Конечно, ему хотелось бы, чтобы Никита "заболел" дедушкиными увлечениями, но пока мальчишке интереснее мультики со "стрелялками". Владимир Алексеевич вообще переживает за то, что сегодня интерес к коллекционированию пропадает. Раньше в городском клубе собиралось человек 70-80, сейчас приходят не больше 25. Да и те далеко не молодежь. Вот и получается, что людей с энциклопедическими знаниями, широким кругозором и высоким уровнем интеллекта становится все меньше. Сам же юбиляр, несмотря на солидный возраст, не пропускает еженедельных встреч коллекционеров во Дворце металлургов имени Орджоникидзе, участвует во всех филателистических "тусовках". Более 15 лет Владимир Алексеевич входит в правление городского отделения Союза филателистов России, отвечает за хранение и пополнение филателистической библиотеки. И, конечно, с нетерпением ждет поступления новых серий марок.