В прошлом году специалисты экспертно-криминалистического отдела УВД Магнитогорска проверили более тысячи автомобилей.
У 350 была перебита маркировка, из них у 18 автолошадок удалось установить первоначальные цифры, и все они возвращены владельцам. Кроме того, обнаружено восемь поддельных документов. Эти цифры были бы много выше, но год назад областное начальство ГУВД отменило для иномарок обязательное прохождение экспертизы в ЭКО. Компетентные источники поясняют: приказ начальника ГУВД Челябинской области был ответом на протест инициативной группы, посчитавшей, что сия обязанность нарушает конституционные права человека. В протестном документе правозащитников "проглядывают" уши криминальных автодилеров. Челябинская область даже в нынешнее экономически нестабильное время - прибыльный рынок для сбыта подержанных иномарок: до границы рукой подать. У нас в области отменили обязательную экспертизу, зато московские милицейские чины хвастались тем, что усилили борьбу против криминального автобизнеса - обязали всех владельцев импортных авто проходить экспертно-криминалистическую экспертизу.
Обязательная экспертиза для иномарок была своеобразным фильтром для "грязных" машин - так называют авто криминального происхождения. Похищенные в странах Европы и США, они реализуются через подставных лиц, автомобильные салоны или комиссионные магазины, как правило, по поддельным документам с перебитыми номерами. "В 2004 году транспортно-трассологическая группа осмотрела 6700 автомобилей, из них в 2150 были выявлены изменения, - говорит начальник ЭКО Николай Сидоров. - Речь идет не только об иномарках. Проверку прошли и отечественные автомобили, идентификационные номера которых вызвали подозрение у сотрудников МРЭО ГИБДД".
Номера перебивают не только у "грязных" авто. Изменение первоначальной маркировки существенно снижает стоимость импортной машины, ставки таможенных платежей значительно разнятся в зависимости от года выпуска автомобиля. В начале года таможенники выявили несколько новых иномарок, документы на которые были поддельными. Дельцы рассчитывали "нагреть" государство.
Год выпуска автомобиля закодирован в десятой цифре идентификационного номера. Перебил заветные цифирки - и подсчитывай барыши, чем и пользуются автомошенники. За услугами обращаются к высокопрофессиональным слесарям, жестянщикам, граверам, фрезеровщикам. Прибыльный бизнес поставлен на поток: одни угоняют, другие перебивают, третьи сбывают. Вот и судите, для кого ЭКО был бельмом на глазу?
Первый фильтр для жуликов - МРЭО, сотрудники которого выявляют подозрительные машины, направляя их в ЭКО. Однако подпольные мастера не даром свой хлеб едят: даже опытным инспекторам трудно определить подделку на глазок. Требуются знания и специальное оборудование, например, магнитопорошковый дефектоскоп.
Иногда к жульничеству прибегают и сами автовладельцы, чтобы спихнуть битую машину. Чтобы скрыть подмену, со старого авто переставляют узел, содержащий маркировку. Хорошо, если первичную подмену установят при визуальном осмотре в МРЭО - наказан будет недобросовестный владелец. А если обман раскроют при вторичной продаже? Отвечать придется крайнему - добросовестному приобретателю.
Покупка заграничных машин в автосалонах тоже не избавляет от головной боли. В последнее время они используют новые формы продаж: меняют старые авто, купленные в их салоне, на новые. Проверкой у профессионалов в ЭКО пренебрегают. Но за время эксплуатации с машиной могли произойти любые изменения: например, авария с последующей заменой деталей и узлов. В прошлом году автомобиль из такого салона проходил проверку в ЭКО, которая выявила поддельные документы, перебитую маркировку.
Так везти иномарку в ЭКО или не везти? Если МРЭО не направит - дело добровольное. Следующие цифры, озвученные начальником ЭКО Николаем Сидоровым, думаю, заставят задуматься потенциальных покупателей автомобилей: "За два месяца года наши специалисты проверили 165 автомобилей, в 11 случаях маркировка была полностью перебита, в 110 случаях обнаружено ее частичное изменение. У трех авто удалось восстановить первоначальное содержание маркировки, все они возвращены владельцам".