Портал Педсовет.org пишет, что проект "Портрет учителя в зеркале портрета ученика" длился три года. В нём приняли участие около трёх тысяч старшеклассников из 50 регионов страны. По мнению 91 процента школьников, учитель должен уметь убеждать и понятно объяснять материал. Многих учащихся, 66 процентов, привлекают люди с чувством юмора. Столько же ценят педагогов, которые справедливо относятся ко всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки без эмоций.
Почти 70 процентов подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Многим учащимся кажется скучным оформление школьных плакатов, карт, объявлений. Учёные СПбГУ предложили старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы видеть на стенах своего образовательного учреждения. Предлагалось выбрать позитивное высказывание "Будь счастлив! Это просто" или тревожное "Хотеть недостаточно, нужно действовать!" Более половины опрошенных, к удивлению исследователей, выбрали вторую группу высказываний. Учёные предполагают, что так сказывается отзеркаливание позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации.