Как пишет "Коммерсантъ", Россия получила очередной ощутимый удар в борьбе за монгольские недра из-за намерения уйти в отставку премьер-министра страны Санжийна Баяр, считающегося большим другом Москвы. Правда, решение Баяра, заявившего о желании покинуть высокий пост из-за проблем со здоровьем, должен одобрить спикер парламента. Сегодня политические лидеры Монголии намерены собраться за "круглым столом", чтобы обсудить ситуацию в стране.
Напомним, что в этом году Российские железные дороги и монгольские государственные компании КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын томор зам" создали совместное предприятие "Развитие инфраструктуры", которое предназначено для модернизации железных дорог на территории Монголии и строительства инфраструктуры возле крупнейших месторождений этой страны. В качестве основного монгольского взноса СП должно было получить права на освоение Таван-Толгоя, запасы которого оцениваются в 6,5 миллиарда тонн каменного угля (около 40 процентов этого сырьевого "клондайка" составляет высококалорийный коксующийся уголь - основной "полуфабрикат" для черной металлургии). Причем само "Развитие инфраструктуры" заниматься разработкой месторождения даже не планировало - оно собиралось провести конкурсы для выбора партнеров, с которыми будут созданы проектные компании, где СП получит 25 процентов плюс одну акцию, а инвестор - 75 процентов минус одну акцию. Проект освоения Таван-Толгоя, предложенный ОАО "РЖД", предусматривал строительство железнодорожной ветки - от месторождения к Улан-Баторской железной дороге (УБЖД наполовину принадлежит Российской Федерации), откуда уголь должен доставляться по Транссибу в российские порты на Дальнем Востоке и далее - в Японию и Южную Корею. Естественно, если бы возник дефицит коксующихся углей у российских металлургов, поток повернул бы в другую сторону.
Однако уже после визирования документов в дело вмешался Китай. В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Поднебесной в модернизации монгольских железных дорог. При этом китайцы предложили строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою - в случае реализации проекта металлургическое сырье пойдет не через Россию, а через КНР.
В обмен на предоставление "Развитию инфраструктуры" прав на разработку монгольских месторождений Россия обещала внести в СП полтора миллиарда долларов (это примерно два - два с половиной триллиона тугриков!). Кроме этого, до конца года уставный капитал Улан-Баторской железной дороги должен быть увеличен на 250 миллионов долларов (почти 400 миллиардов тугриков), причем наша страна обязалась помочь Монголии профинансировать ее взнос. Китайцы, даже в условиях кризиса не страдающие отсутствием средств на инвестиционные цели (накопленные в Поднебесной громадные валютные резервы, номинированные в основном в долларах, все больше используются для приобретения сырьевых активов), наверняка предложат не менее привлекательные для Монголии условия. Сейчас Поднебесная, как крупнейший в мире покупатель железной руды, пытается диктовать мировые цены на нее, причем делает это весьма успешно. В ближайшем будущем китайцы, скорее всего, доберутся и до другого важнейшего сырья для металлургического производства - коксующегося угля. Контроль за монгольским месторождением Таван-Толгой в этом стремлении станет хорошим подспорьем.
Магнитогорский металлургический комбинат, увеличив в этом месяце свою долю в ОАО "Белон" до 82,6 процента, снял с повестки дня проблему обеспеченности углем. Другой лидер отечественной черной металлургии - "Северсталь" - пока решает иные задачи: в первом квартале нынешнего года из-за финансовых трудностей компания отказалась от участия в проекте освоения монгольского месторождения, хотя целенаправленно "шла" к нему в течение нескольких лет. В условиях кризиса не собираются расширять бизнес и другие российские сталелитейные компании. Выходит, что вытеснением китайских конкурентов в данный момент вплотную в состоянии заняться лишь государство. Однако эксперты полагают, что новый монгольский премьер, не связанный никакими договоренностями с Россией, будет допускать иностранцев к недрам страны по принципу наибольшей выгоды для Улан-Батора. Это почти не оставляет шансов ОАО "РЖД" получить угольное месторождение Таван-Толгой.