В каждой стране есть свой творческий тандем вроде наших Гладкова-Успенского с их "Пластилиновой вороной" или Пахмутовой-Добронравова с "Надеждой", широко известных и безмерно любимых, но… в пределах родной страны.
В Англии во второй половине девятнадцатого века тоже нашумел такой творческий союз композитора Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гильберта. Их совместные работы - комические оперы - с детства знает каждый англичанин, как мы - "Где-то на белом свете". В стране - сотни самодеятельных коллективов, посвящающих себя постановке их произведений. В девяносто девятом британский арт-хаус даже разразился оскароносной лентой "Кутерьма" о творчестве двух классиков, где изложил реальную историю создания оперы "Микадо". Раздраженные критикой по поводу несерьезного содержания постановок - Гильберта даже называли Королем кутерьмы, коллеги расстаются, чтобы пережить творческий кризис. Гильберт случайно попадает на выставку с модной в конце девятнадцатого века восточной тематикой, и ему приходит в голову псевдояпонский сюжет-пародия на британскую действительность.
В "Микадо" есть все для критики общества: коррупция, суматоха, любовь, страх смерти и бумажная волокита. Диалоги смешные, имена несуразные, и бесполезно рассказывать, что в японском городе Титипу бард Нанки-Пу ищет возлюбленную Юм-Юм, которая не по своей воле обручена с Ко-Ко, который, чтобы избежать казни, соглашается стать палачом, которому не хотят подчиняться местные чиновники, кроме Пух-Баха, который вместе с жителем города Пиш-Тушем уговаривает Ко-Ко самоустраниться, и дальше в том же духе - суматоха на сцене страшная. Но в итоге все живы, влюбленные воссоединяются, чиновники посрамлены - понятно, почему опере в год создания - 1885-й - удалось выдержать почти семьсот показов. При этом создатели не испытывали ни малейшего восторга по поводу ее успеха: обоим хотелось прославиться как серьезным авторам. Но хотя в их творчестве есть "суровые" произведения, в историю искусства они вошли как авторы комических опер. "Микадо" - среди самых известных. Одна из оперетт стоила Салливану разрыва с богатой невестой: ее отец не дал согласия на брак дочери с каким-то опереточным композитором. И хотя музыкант прожил жизнь бонвиваном, но семьи после этой неудачи так и не создал. Дружбы с Гильбертом у него тоже не сложилось: тот был неуживчивым, был в ссоре со всем миром, постоянно с кем-нибудь судился, а с Салливаном порой рвал на годы. Тем не менее Англия знает их, как мы Ильфа и Петрова, - только вместе. Кстати, неуживчивый Гильберт умер в семьдесят четыре от инфаркта, вынеся из реки тонущую женщину.
И вот таких авторов призвал Сиднейский оперный театр на свою сцену: в оперном проекте кинотеатра с джазовой душой в эти дни идет "Микадо" с переводом-субтитрами. Несколько мелодий - A wand'ring minstrel I, Three Little Maids from School и Tit-willow - считаются хитами, какими стали музыкальные фрагменты из оперетт Кальмана или Оффенбаха.



