И самым интригующим, пожалуй, стал чеховский "Вишневый сад", который театр кукол "Огниво" из Мытищ привез в Магнитогорск сразу после номинирования на "Золотую маску". Это необычайно подогревало зрительский интерес к происходящему на сцене. Чехов в куклах - уже дерзко. Классик исследует тонкие материи. Трагедия личности, внутренний конфликт с окружающим миром, борьба противоположностей - все происходит на психологическом уровне, и получится ли у актеров при помощи кукол передать все эти душевные метания. Начало спектакля магнитогорскую публику насторожило. По реакции зала стало понятно, что любви с первого взгляда у зрителей и труппы театра не случилось.
В течение первого получаса боролась с желанием уйти со спектакля, - говорит зрительница Елена Кулакова. А потом как-то зацепило, пошло. Я стала привыкать к этим куклам, к этим изначально мертвым образам и Раневской, и ее брата. И как-то потихоньку все начало складываться.
Сложилось. Благодаря прекрасной актерской игре. Что неудивительно - за глубокое проживание образов и профессионализм в 1998 году труппа театра получила "Золотую маску", затем еще плюсом субсидирование от губернатора Московской области Бориса Громова. Сейчас здесь ставят спектакли самые именитые режиссеры и работают самые высокооплачиваемые кукольники России. Для них постановка "Вишневого сада" стала своеобразным экспериментом. В Мытищинском "Огниве" два года размышляли, как сыграть классика в куклах. Решились, когда пришла идея ввести в спектакль кукол разных систем: марионеток, паркетных и детских, которые должны были символизировать собой разные поколения участников драмы, разыгравшейся в поместье помещицы Раневской.
Этот спектакль режиссер Олег Жюгжда сделал об утрате нравственности. Параллель с современностью, по мнению постановщика, прямая. Попирание духовного начала, прообразом которого он видит вишневый сад, предприимчивыми современными Лопахиными, во главе угла ставящими золотого тельца, - и сегодняшняя беда России. Отсюда - выразительные средства, выбранные для спектакля. Об уходящей, вымирающей эпохе говорят мертвые неподвижные лица кукол Раневской и ее брата. Именно старшее поколение режиссер видит последними носителями нравственности, и его прогноз неутешителен: в финале они покидают проданное имение в чемоданах, по форме напоминающих гробы. Однако, спектакль был воспринят магнитогорской публикой неоднозначно.
Почему спектакль, номинированный на "Золотую маску", не нашел отклика у зрителей и чем еще удивил и порадовал магнитогорцев Международный кукольный фестиваль - в авторской программе Татьяны Артеменко "Ковчег-2009" - 28 мая, в 19.35, в эфире телекомпании "ТВ-ИН".